logo

Будь учителем

Назад

Больше чем история: чему учит школьников ЛНР один из лучших учителей России

Каждый из нас наверняка помнит своего любимого школьного учителя, во многом определившего наш жизненный путь, профессию. Именно такой человек подчас становится главным другом и наставником для ребенка. При этом мы и не подозреваем, какой объем ответственности ложится на плечи педагогов, призванных не только привить детям тягу к знаниям, но и показать пути к поиску жизненного смысла. 

В честь года Педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф начинает публиковать серию материалов, посвященных людям, в руках которых находится будущее нашей страны. О том, как финалист конкурса «Учитель года — 2022» Вероника Бова уже десять лет ведет уроки истории и обществознания в Луганске, почему не планирует покидать школьные стены и зачем ей нужны меры поддержки нацпроекта «Образование», рассказываем в нашем материале.

Уже династия

В детстве наша героиня не мечтала о карьере педагога и собиралась учиться на врача. Однако, чем старше она становилась, тем сильнее вовлекалась в профессиональную жизнь мамы, которая трудилась в школе учителем истории и английского языка. При этом рабочими вопросами ей нередко приходилось заниматься и за пределами образовательного учреждения.

«К нам домой постоянно приходили мамины ученики, они готовились к каким-то праздничным мероприятиям, вместе проводили репетиции. Позже мы с сестрой стали понимать, что школа — это не просто место, где дают знания, но и учат справляться с жизненными трудностями, развивают творческие навыки и способности к общению с разными людьми. К концу девятого класса я уже четко понимала, кем хочу стать», — признается наша собеседница.

В дальнейшем у девушки не возникло проблем и с выбором специальности. В этом вопросе Вероника вновь воодушевилась примером матери, с теплотой вспоминающей студенческие годы, проведенные на историческом факультете Луганского государственного педагогического университета.

«У них была очень дружная группа, и после выпуска мама очень часто встречалась с однокурсниками. К слову, Луганский истфак и сейчас очень активно развивается. Поступив туда, студент получает не только профессиональные навыки и внушительный багаж знаний, но и присоединяется к активной общественной жизни, включающей археологические экспедиции, „мозговые штурмы“, спортивные мероприятия», — подчеркивает Вероника.

Финалист конкурса «Учитель года — 2022» Вероника Бова определилась с выбором профессии еще будучи ученицей девятого класса

Кстати, бабушка Вероники преподавала в школе русский язык и литературу, поэтому девушка подала документы, в том числе на факультет журналистики. Но в глубине души надеялась, что все же удача улыбнется, и ее примут на истфак. «Когда я поступила в вуз, побывала на специальных учебных практиках, поняла, что сделала правильный выбор», — рассказывает учитель.

По ее словам, Луганская Народная Республика с удовольствием присоединилась к участию в мероприятиях, приуроченных к Году педагога и наставника. Сейчас там проводится региональный этап ежегодного конкурса «Учитель года России», и Бова привлечена в качестве члена жюри. Кстати, по распоряжению главы правительства РФ, с 2023 года победители этого конкурса будут получать по 1 млн рублей, призеры — по 500 тысяч.

Кроме того, в школе, где трудится наша героиня, запущено несколько других уникальных проектов.

«Один из них мы разработали совместно с коллегами — это серия видеоинтервью под названием „Педагоги о педагогике“. Учителя рассказывают интересные истории, касающиеся не только их профессионального пути, но и личной жизни. Я сама закончила школу, в которой сейчас работаю, однако о некоторых нюансах биографии тех, кто когда-то вкладывал в меня знания, даже не подозревала», — рассказала педагог из ЛНР.

Кстати, посмотреть первые девять выпусков цикла можно в социальной сети «ВКонтакте» в официальной группе школы № 13 города Луганска.

Ключ к поиску истины

Говоря о нюансах преподавания истории и сложившейся непростой геополитической обстановке, Вероника призналась, что старается научить ребят ориентироваться в больших объемах информации и критически мыслить. По ее мнению, каждое поколение так или иначе сталкивается с внутриполитическими кризисами и локальными международными конфликтами. Поэтому педагог тщательно готовится к урокам, в частности, изучает материал в официальных источниках и всесторонне анализирует разные точки зрения, чтобы оставаться максимально объективной.

image

«Сегодня часто звучат диаметрально противоположные лозунги, мнения, высказывания. Я же стараюсь показать ученикам все существующие возможности для изучения отечественной истории, варьировать объем материала в зависимости от их возраста и загруженности, а еще приучаю детей проверять факты и быть любознательными. На мой взгляд, только такой подход может привести человека к истине», — уверена героиня.

Когда в российских школах в 2022 году появился цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», призванный в увлекательной форме знакомить ребят с историей, традициями и культурным наследием страны, Вероника сомневалась, удастся ли учителям вовлечь подопечных в дискуссию по таким сложным темам. Но спустя некоторое время стало понятно, что материал, утвержденный Министерством просвещения РФ, подобран очень правильно и учитывает возрастные особенности учеников.

«Я как заместитель директора школы посещаю подобные занятия каждый понедельник в разных классах. Зачастую учащиеся увлекаются какой-то острой темой и продолжают обсуждения даже после обязательного урока. На мой взгляд, это очень своевременный курс, поэтому учителя должны стимулировать детей готовиться к подобным занятиям заранее, активно участвовать в дискуссиях со сверстниками», — пояснила Бова.

Она назвала удачной идею ввести «Разговоры о важном» в учебный план на постоянной основе, а также пригласить к обсуждению родителей учеников.

Стирая границы

Сейчас педагоги высшей и средней школы ЛНР способствуют вхождению в единое научное и образовательное пространство России. Собеседница портала замечает, что сложная геополитическая ситуация и закрытые государственные границы наложили серьезные ограничения, в том числе на учителей. По ее мнению, устранить существующие бреши в системе после стабилизации обстановки преподавателям, школьникам и студентам помогут меры национального проекта «Образование».

«Последние несколько лет я стараюсь посещать разнообразные педагогические, молодежные площадки и тематические форумы, проходящие в разных регионах страны. По моему мнению, российская система образования в целом представляет масштабную сеть, включающую современные и уникальные подходы учителей к обучению. К сожалению, ранее у нас не было возможности обмениваться опытом с коллегами, включаться в некоторые процессы», — сказала историк.

Вероника Бова уточнила, что представители нового субъекта РФ хотели бы воспользоваться грантовой поддержкой учителей, посещать мастер-классы и принимать участие в просветительских проектах. Таким образом им удастся не только интегрироваться в профессиональное сообщество страны, но и дотянуться до высоких стандартов отечественной системы образования.

Кстати, наша героиня не только блестящий педагог, хороший друг и наставник, но и разносторонняя личность. Она учится петь, танцевать и занимается веб-дизайном. К слову, последнее увлечение помогает ей непосредственно в работе.

Нацпроект «Образование» поможет педагогам из ЛНР интегрироваться в профессиональное сообщество страны и дотянуться до высоких стандартов российской системы образования

«Чем больше у тебя непохожих друг на друга хобби, тем больше людей к тебе тянется. Каждый год у нас проходят митинги, приуроченные к государственным праздникам, отмечается День знаний, Последний звонок. Я помогаю в организации подобных мероприятий, вовлекаю ребят в этот процесс. Владение фотошопом, например, позволяет мне развивать странички нашей школы в социальных сетях. Да и с учениками находить общий язык намного проще тому, кто следит за современными тенденциями», — делится педагог.

Говоря о планах, собеседница портала рассказала, что ей уже поступало предложение продолжить карьеру в Министерстве образования и науки ЛНР. Однако пока Вероника Бова не хочет расставаться с учениками и переходить к работе исключительно с документацией, решая административные вопросы. По словам героини, ее нынешнее участие в общественно-политической деятельности связано с желанием подтолкнуть молодых людей к проявлению активной гражданской позиции и правильному выбору будущей профессии.