Больше чем учитель: в России свыше 500 педагогических династий
Когда школы с современным оборудованием появляются даже в селах, новые кружки и секции позволяют раскрыть талант каждого ребенка, когда техникумы и колледжи получают новые мастерские и усиливается конкурентоспособность российской высшей школы — это значит, что страна заинтересована в том, чтобы ее граждане могли в полной мере развить свои таланты и применить их на практике. На решение этих задач направлен нацпроект «Образование».
Воплощает же все эти планы в жизнь учитель. И как-то правильно, что первые годы Десятилетия науки и технологий совпали с объявлением 2023 года Годом педагога и наставника. Потому что учитель и есть тот краеугольный камень, на котором строится любая история развития и успеха.
Престиж профессии: поднять и удержать
Исторически в России относились к наставникам с почтением и благодарностью. Говорили: «Почитай учителя, как родителя», «Учитель в школе, что посев в поле». В какой-то момент престиж профессии педагога упал, но сегодня все возвращается на круги своя. Снова вернулось понятие «учитель» в лучшем понимании этого слова. В школах появилась возможность хорошо зарабатывать. С 2022 года Госдума утвердила основной задачей учителей реализацию образовательной программы. А на поднятие престижа профессии со стороны государства направлено много усилий. Именно эта работа является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование».
«Президентом России Владимиром Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это несомненное признание значимости, высокого статуса и престижности профессии учителя. Среди первостепенных задач этого года — социальная и методическая поддержка учителей, новые подходы к профессиональному росту педагогов. Прежде всего, мы хотим воздать должное уважение к профессии учителя и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь на педагогические специальности амбициозных, талантливых ребят, которые будут работать в новых современных школах по всей стране. Учителя, педагоги и преподаватели — это те мудрые наставники, благодаря которым будущие поколения детей находят свое призвание и раскрывают таланты!» — отметила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
Проведение в России Года педагога и наставника является несомненным признанием значимости, высокого статуса и престижности профессии учителя
А тем временем, невзирая на «ветры перемен», в разных уголках России выполняют свою многолетнюю бесценную работу педагогические династии. Потому что «кто, если не мы».
500 лет стажа: династия Дубенских
Например, в Омской области широко известна династия Дубенских. Все 19 членов этой династии впитывали с молоком матери то, что делает человека учителем — не по должности, а по призванию. Их род талантлив на учителей. Даже если приблизительно прикинуть, на всех набирается около 500 лет педагогического стажа. Основательница династии Мария Александровна Фадеева в 1930–1940-х годах обогревала своим душевным теплом в приюте детей войны.
Вслед за ней стал воспитывать сирот ее сын — Леонтий Матвеевич Фадеев, который всю жизнь проработал директором детского дома в селе Ново-Ягодное Знаменского района. А дочь Зинаида Матвеевна после окончания культпросветучилища приехала работать в 1949 году в Большеречье. Так и пошло — большинство из потомков Марии Александровны и новые члены семьи были педагогами. И появилась великая династия Фадеевы — Дубенские — Кашмины — Ивановы — Балмаковы — Кравченко — Шашкина — Карпенко — Ефимовы — Барановские.
Ответственность за свою профессию эти педагоги несли не только перед учениками, но и друг перед другом. Так, Елена Петровна Кашмина (Дубенская) вспоминает, что, когда начала работать в школе, больше всего переживала не тогда, когда к ней на урок приходили представители РОНО или завуч, а когда заглядывал в класс директор — ее отец Петр Степанович Дубенский. Разочаровать его она очень боялась!
А дух учительства привит мне с детства: династия Красовских
Династия Красовских — из города Биробиджан Еврейской автономной области. В разных поколениях этой семьи учителями и воспитателями были 11 человек. В общей сложности они посвятили детям 367 лет своей жизни.
Основателем династии стала Любовь Борисовна Красовская, которая, окончив Благовещенский педагогический техникум, вернулась в родной поселок учителем начальной школы, а в годы войны, с 1943-го по 1945-й, исполняла обязанности директора школы. В 1962-м за успехи в обучении и воспитании детей была награждена знаком «Отличник народного просвещения».
Ее правнук Дмитрий Анатольевич Красовский (тоже педагог) рассказывает: «Наша мама последовала примеру своей бабушки, и тоже стала учителем. Она всегда говорила, что если бы у нее была вторая жизнь, то провела бы ее только в школе!»
Самый молодой представитель династии — Юлия Анатольевна Радионенко (Красовская). После окончания Хабаровского педагогического института по специальности «учитель биологии и химии» преподавала в школе, а с 2006 года работает в комитете образования ЕАО специалистом-экспертом.
Сыновья в почетном деле: династия Артамохиных
Педагогическая династия Артамохиных из Кемеровской области состоит пока из трех человек, но уже имеет 65 лет общего стажа. Основатель этой семьи учителей — Галина Леонидовна Артамохина — начала свою педагогическую деятельность в 1962 году в школе села Титово. В августе 2006-го ушла на заслуженный отдых. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, является отличником народного просвещения. Педагогический стаж Галины Леонидовны составляет 44 года. Но главное ее наследство — это сын и внук, которые пошли по ее стопам.
Алексей Николаевич Артамохин с 2001 года работает в Заринской средней школе поселка Плотниково учителем технологии, готовя трактористов-машинистов, и является руководителем ученической производственной бригады «Ровесник». Его педагогический стаж — 21 год.
А внук Галины Леонидовны, Павел Алексеевич Артамохин, в 2020 году окончил (с отличием) ФГБОУВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия» города Кемерово по специальности «агроинженерия». Пришел работать в Заринскую среднюю школу на должность мастера производственного обучения. Педагогический стаж Павла пока невелик, всего два года, но все еще впереди.
Поколение учителей для нового поколения
Возможность учиться на примере лучших коллег позволяет педагогам и наставникам постоянно совершенствоваться в своей работе. Но и о тех, кто придет на смену, тоже не стоит забывать.
Национальный проект «Образование» особое внимание уделяет школьникам, которые планируют стать педагогами и хотят выбрать подходящий вуз. А также тем, кто хочет получить дополнительное образование. Для них создан сайт будьучителем.рф.
Это информационный ресурс и агрегатор учебных заведений среднего профессионального и высшего образования по педагогическим специальностям. Здесь собрано более 160 учебных заведений. Из них 34 вуза — профильно педагогические, в остальных есть педагогические специальности в общем каталоге направлений обучения.
Для школьников, которые планируют стать педагогами, создан сайт будьучителем.рф
В зависимости от критериев, которые важны для каждого конкретного пользователя, навигатор предложит подборку оптимальных вузов, сориентирует в их преимуществах и особенностях. Выбрать учебное заведение можно по уровню желаемого образования — от среднего профессионального до докторантуры и программ дополнительного образования, по региону и направлению — от школьной математики до специализированных предметов (инженерная и компьютерная графика, психология и другие).
Главная задача проекта будьучителем.рф в том, чтобы поддержать абитуриента в выборе одной из самых важных профессий в мире. В учительстве нет предела совершенству: прокачивать свои знания нужно еженедельно, усваивать новую информацию — ежедневно, а находить общий язык с учениками — ежечасно. Это непросто, но таков путь Учителя.
Ты тоже можешь — начни уже сегодня.