logo

Будь учителем

Назад

Как «цифровой» учитель Диана Минец ведет интерактивные уроки литературы

Пандемия коронавируса, разгоревшаяся в 2020 году, подтолкнула отечественную систему образования к более активному внедрению передовых технологий. Многие преподаватели высшей и средней школы охотно перешли на дистанционный формат обучения и стали применять учебные онлайн-программы и «цифровые» сервисы. Среди педагогов-новаторов и призер конкурса «Учитель года России-2020» Диана Минец, фактически перевернувшая общепринятые представления о том, какими должны быть уроки русского языка и литературы.

В честь Года педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф продолжает публиковать материалы, посвященные людям, которые ежедневно находятся в поиске оригинальных подходов к молодому поколению.

Через тернии – в преподаватели!

Наша героиня в школьные годы думала о том, чтобы связать свою жизнь с техническими науками и стать программистом. Но судьба распорядилась иначе, и девушка поступила на филологический факультет Череповецкого государственного университета.

«В шестом классе у нас поменялся учитель литературы, сначала мне было сложно привыкнуть к пришедшему педагогу, однако Ирина Николаевна Данченко, которая до сих пор работает в этой же школе, по-настоящему заинтересовала меня своим предметом. Ее методика преподавания весьма отличалась от общепринятой, например, она давала нам изучать очень редкие материалы, приносила на уроки уникальный журнал „Роман-газета“. Во времена, когда эра интернета еще не наступила, познакомиться со многими текстами самостоятельно было практически нереально», — рассказывает Минец.

Она вспоминает, что была восхищена глубокими знаниями и образовательными подходами нового учителя, поэтому уже к концу 10 класса твердо решила стать филологом, хотя выпускницу многие отговаривали от выбора этой профессии. Более того, освоив основную университетскую программу, девушка защитила диссертацию по русскому языку и получила ученую степень кандидата филологических наук. С отличной теоретической базой и первоначальными практическими навыками Диана осталась работать в альма-матер.

Диана Минец решила стать филологом к концу 10 класса

«Я семь лет преподавала в университете, мне это нравилось, но в нашем учебном заведении не было возможностей для дальнейшего развития. Кроме того, руководство не выстраивало систему обновления кадров, из-за чего молодые специалисты, в том числе кандидаты наук, имеющие публикации и гранты, не получали преподавательские места», — поделилась собеседница портала.

После локального конфликта в родном вузе Минец непродолжительное время вела уроки русского языка и литературы в череповецкой Женской гуманитарной гимназии, а потом решила кардинально изменить жизнь, переехала в Москву и продолжила карьеру в столице. По ее словам, квалифицированные молодые педагоги нацелены на работу с детьми, так как система среднего образования, в отличие от высшего, зачастую оказывается более гибкой и позволяет учителям полностью реализоваться.

«Мне удалось попутешествовать по стране, побывать в региональных педвузах. К сожалению, к учебному процессу там, порой, привлечены люди, не работавшие ни дня в школе. Это значит, что они не понимают, как на практике взаимодействовать с ученикам с ОВЗ, с гиперактивными детьми, что отдаляет их методики преподавания от реальности. На мой взгляд, подходы к образованию, использовавшиеся в Советском Союзе, несмотря на всю их фундаментальность и системность, не подходят для обучения детей, увлеченных сферой диджитал», — замечает собеседница.

image

Когда цель оправдывает средства

Диане Минец удалось не только легко найти общий язык со школьниками и увлечь их классической литературой, но и войти в 2020 году в число призеров всероссийского конкурса «Учитель года», победив в «цифровой» номинации «За мастерство в использовании современных технологий». Как уточнила героиня, в ходе определения победителей и призеров представитель компании VK, выступающей партнером конкурса, наблюдает за работой кандидатов — посещает уроки и мероприятия, а также отмечает степень внедрения цифровых решений.

«Чаще всего в этом конкурсе награждают учителей информатики, английского языка, ведь специфика их предметной области подразумевает активное внедрение цифровых технологий. Жюри было приятно удивлено тем, что и филологи владеют таким широким инструментарием, не ограничиваются созданием сайтов, работают с соцсетями, нейросетями и цифровыми помощниками. Мне вручили символ номинации — „цифрового“ пеликана, а когда я уезжала домой, в Череповец, на Ярославский вокзал приехал Сергей Марданов — директор по развитию школьных и молодежных проектов VK», — вспоминает Диана.

В 2020 году Диана Минец стала призером конкурса «Учитель года», победив в номинации «За мастерство в использовании современных технологий»

Он лично поздравил ее и вручил еще один подарок — персональный ноутбук. Для провинциального учителя подобный презент — большой плюс, поскольку, в отличие от столичных школ, педагоги из регионов чаще всего хуже обеспечены техникой для проведения уроков и пользуются тем, что приносят из дома.

По словам филолога, дистанционное обучение во время пандемии коронавируса прошло максимально продуктивно, благодаря цифровым технологиям. Ребята регулярно выполняли задания, например, монтировали буктрейлеры, создавали инфографики, динамические рисунки (они же — гиф-анимации), участвовали в онлайн-квестах.

«Например, к одному из занятий они должны были воспроизвести текст известного романа Тургенева „Отцы и дети“ в виде чата в „Телеграм“ — воссоздать там персонажей, перипетии, сюжетные линии в современном варианте. А еще школьники работали с цифровыми картами, где нужно было выстроить маршрут героев поэмы Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“, — пояснила Минец.

Учитель также поделилась секретами уникальной методики преподавания литературы. Она убеждена, что программу дисциплины, зафиксированную в ГОСТе, можно «упаковывать» согласно педагогическим технологиям, и преподносить ученикам в цифровом формате. При этом Диана старается провести параллели с современной культурой и «вписать» произведение в актуальный контекст.

«В 5-6-х классах значительный объем часов занимает фольклорная тема, где важно сделать акцент на сказочных символах. Чтобы расширить кругозор у маленьких учеников и доступно объяснить смысл прочитанного ими текста, я предлагаю провести аналогии. К примеру, яблоко на тарелочке — это соцсети, поскольку человек может увидеть, что происходит в жизни близких и друзей, ковер-самолет — нынешние летательные аппараты, ступа Бабы Яги — какие-нибудь модные гироскутеры и так далее. Детям очень нравится такой подход, они не скучают на уроке», — делится наша собеседница. Говоря о своих литературных предпочтениях, филолог призналась, что является большим поклонником творчества Федора Достоевского.

Кроме того, педагог старается знакомить ребят с трудами писателей, не занесенных в обязательную школьную программу. При этом Минец не забывает о роли наставника и оказывает моральную поддержку тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. 

«В классе бывают ученики со сложным характером, чаще всего это вызвано неблагоприятной обстановкой в семье или условиями проживания. Я стараюсь найти к ним подход, ненавязчиво предлагаю мотивирующие тексты, где подросток сам справляется со всеми невзгодами и добивается поставленных целей», — откровенничает Диана.

image

И дорогой сердцу уголок…

Сегодня рабочий день героини расписан буквально по минутам, ведь она не только ведет уроки русского и литературы, но и активно занимается общественной и просветительской деятельностью. Помимо этого, она успевает вести личные аккаунты в социальных сетях, охотно делится актуальной информацией с коллегами, хотя называть себя учителем-блогером не спешит.

«На мой взгляд, этот термин обладает весьма сомнительной оценочностью, будто бы ты хочешь монетизировать свой контент. Я не продаю методички, пособия, разработки уроков и прочие популярные ныне в сети образовательные продукты, а также не пытаюсь возвыситься над другими за счет того, что меня приглашают на какие-то популярные мероприятия», — утверждает собеседница.

Минец добавила, что недавно была приглашена в жюри конкурса «Учитель года Москвы», где столичные педагоги демонстрировали лучшие практики и рассказывали об уникальных методиках, применяемых ежедневно в работе. С теми, кто не смог присутствовать на церемонии, филолог поделилась полезными идеями в своих соцсетях. Теперь преподаватели из разных регионов России могут скорректировать свои подходы к обучению, попробовав внедрить некоторые новаторские принципы.

Собеседница портала высоко оценила меры поддержки национального проекта «Образование», отметив, что за последние несколько лет российские школы полностью преобразились.

«Поскольку я родом из поселка Малечкино Вологодской области и ходила в местную школу, считаю своим долгом помогать этому месту, работая по совместительству, веду там уроки русского языка и литературы в 9-м классе. Когда я училась в школе, о цифровизации еще не было и речи, а сейчас в учебном заведении есть класс „Точка роста“, где установили современные компьютеры с выходом в интернет. Более того, ветхое здание наконец-то отремонтировали. Очень важно, что подобная положительная тенденция распространяется на все провинциальные российские школы», — сказала Диана.

Наша героиня весьма разносторонняя личность — в свободное время она занимается футболом и боксом, путешествует и осваивает новые цифровые ресурсы. Рассуждая о своих будущих планах, педагог подчеркивает, что продолжит преподавать гуманитарные дисциплины.

«Чтобы менять систему образования, в ней нужно работать. По моему мнению, директором школы или ректором вуза не может быть просто назначенный менеджер, человек, который никогда не взаимодействовал с учениками. Мне бы хотелось распространить свою деятельность на среднюю и высшую школу. Такой подход позволяет, образно говоря, не только иметь почву под ногами, но и лучше понимать запросы каждого следующего поколения», — резюмировала Диана Минец.

Если вы до сих пор не верите, что познавать отечественную классическую литературу можно увлекательно и в игровой форме, заходите в сообщество Дианы Минец и ее учеников в социальной сети «ВКонтакте». Наша героиня дает возможность каждому желающему пройти увлекательные квесты, познакомиться с творческими работами школьников и студентов, а также освежить свои знания в этой области.