logo

Будь учителем

Назад

Классная тема: в эфире телешоу выбрали лучшего учителя страны

В первые дни января в эфире телеканала «Россия 1» состоялся финал шоу «Классная тема!», организованного при поддержке нацпроекта «Образование». Победителем и обладателем заветного приза — собственной авторской передачи на одном из федеральных каналов — стал учитель физики из Нальчика, кандидат физических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2022» Аслан Кашежев. О том, как ему удалось завоевать сердца зрителей и покорить членов жюри и что связывает законы Ньютона и музыку Дунаевского, — в нашем материале.

Урок для миллионов

С 21 июля в течение трех недель в сообществе проекта ВКонтакте проходил отбор, в котором приняли участие 6 тыс. педагогов со всей России. В их числе — конкурсанты различных федеральных проектов: «Воспитать человека», «Большая перемена», Форум классных руководителей и т. д. Эксперты Минпросвещения РФ выбрали 35 педагогов, вышедших в полуфинал. С начала осени они представляли авторские видеоуроки в популярной социальной сети. Далее семь лучших из них, набрав наибольшее количество голосов, состязались в педагогическом соревновании на глазах у миллионов телезрителей.

Оценивали труд учителей журналист, директор Института медиа НИУ «Высшая школа экономики» Эрнест Мацкявичюс, нейробиолог, руководитель Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василий Ключарев, народная артистка России Марина Зудина, актриса Елена Подкаминская, а также народный артист РФ, телеведущий и кинопродюсер Дмитрий Харатьян. Зрители в зале, среди которых были и школьники, также могли отдать свой голос за любимого педагога, — у каждого из них был свой пульт.

Претенденты презентовали оригинальные методики обучения в прямом эфире. На сцене телепроекта развернулось настоящее представление.

Финалистка Юлия Смакова из Белгорода призналась, что в своем предмете — математике — видит прежде всего красоту. Во время открытого урока она перенесла зрителей во дворец индийского султана, где те стали свидетелями интригующей шахматной партии и вспомнили разницу между арифметической и геометрической прогрессией.

Учитель химии из Калуги Наталья Тараканова с точки зрения науки объяснила процессы, происходящие с влюбленным человеком. Материал она преподнесла в жанре увлекательного романтического детектива.

А преподаватель географии Павел Красновид из Подольска пригласил собравшихся заглянуть в будущее и стать зрителем прогноза погоды на межгалактическом канале.

От педагогики до космонавтики

Но большинство по обе стороны телеэкрана очаровал Аслан Кашежев из Нальчика, разложивший по нотам три закона Ньютона в буквальном смысле. Выступление учителя физики (и астрономии) в формате познавательного стендапа под музыку Максима Дунаевского из мини-сериала «Д’Артаньян и три мушкетера» не оставило равнодушным никого. Зрители устроили педагогу стоячую овацию прямо в студии.

«Для меня быть учителем — внутренняя потребность. Мне нравится разговаривать с учениками, видеть их глаза. Нравится, когда что-то удается донести детям, которые через какое-то время выйдут в самостоятельное плавание», — делится Аслан Кашежев.

image
image
image

Свою профессию он сравнивает с космонавтикой и уверен, что выгорание ему точно не грозит.

«Вспомним Алексея Леонова, который первым из людей в 1965 году вышел в открытое космическое пространство. Он увидел красивую голубую землю с тоненькой оболочкой атмосферы, красивые звезды на черном бездонном небе. Я тоже сравниваю класс, в который захожу, с бездонным черным небом, на котором есть звездочки. Человек, который занимается любимым делом, горит, освещая кому-то путь. И пока я горю, пока разговариваю с учениками, делюсь с ними, общаюсь, я подпитываюсь этим», — отмечает учитель физики.

Сейчас на канале «Россия 1» уже началась подготовка к разработке цикла авторских передач Аслана Кашежева.

Преподаватель признается, что попасть на ТВ было его мечтой с раннего детства.

«Моим воспитанием занимались не только родители, но и все родственники. Я ходил в музыкальную школу и спортивную секцию. По вечерам иногда родители брали меня в музыкальный театр. Я смотрел оперетты, и мне очень нравилось, я даже могу сейчас вспомнить какие-то арии. Когда готовили финальный эпизод проекта, режиссерская группа предложила попробовать что-то музыкальное. Нам удалось найти идеальный для меня формат: веселый, интересный и раскрывающий меня по-новому. Музыка стала изюминкой номера. Я, конечно, не пою на каждом уроке, но в целом для меня петь — комфортно и естественно!» — говорит победитель шоу.

По его словам, педагогам очень важно уметь выходить из зоны комфорта.

«Нам всем необходимо принимать участие в конкурсах профмастерства, чтобы как можно больше получать опыта и знаний, ведь учитель — пример для учеников. Это очередной вызов себе, своему опыту, навыкам и знаниям», — резюмирует Аслан Кашежев.

Год наставника

Победителя и финалистов шоу лично поздравил на сцене министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

«Это новый проект для телевидения. Он получился поистине уникальным. Безусловно, мы поздравляем Аслана Кашежева, но хочу особо подчеркнуть, что все участники «Классной темы!» тоже стали своего рода победителями: они достигли многого, завоевали любовь своих воспитанников, уважение коллег и не побоялись продемонстрировать свои профессиональные навыки всей стране. Это зрелищное шоу, уверен, только начало большого пути, на котором мы повстречаем ярких, отзывчивых, эрудированных, талантливых учителей», — прокомментировал Сергей Кравцов.

Он также напомнил, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Мероприятия, которые пройдут в рамках этого события, будут направлены, прежде всего, на повышение престижа учительской профессии.

Напомним, благодаря нацпроекту «Образование» в помощь педагогам в регионах страны работают 140 центров непрерывного повышения профессионального мастерства. В них специалисты могут не только обогащать свои знания, но и обмениваться опытом. К 2024 году в каждом субъекте РФ будет действовать единая федеральная система научно-методического сопровождения для учителей. Преподаватели, работающие в детских технопарках, уже могут получить поддержку в 20 «Кванториумах» при педагогических вузах, а через год их число увеличится до 33.