logo

Будь учителем

Назад

Лучший в своем деле: как развивается институт наставничества

Нынешний год стал Годом педагога и наставника по инициативе Президента России Владимира Путина. Важная роль учителей в обществе понятна каждому, сложнее понять, кто такие наставники и для чего они нужны. АНО «Национальные приоритеты» и Высшая школа экономики подготовили доклад «Наставник как путевка в жизнь». Работу представила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина на форуме #МЫВМЕСТЕ 2023.

Равный учителю

В исследовании эксперты рассмотрели, как в России развивается институт наставничества, какой эффект дает передача знаний и навыков в экономике и социальной жизни и в чем состоит роль наставника. Это и наставничество как форма обучения новых сотрудников на предприятиях или взаимодействие в учебной среде, когда студенты или молодые ученые работают в одной группе с более опытными, получая от них знания и навыки, существует не первую сотню лет.

2023 год стал временем, когда эксперты вывели понятие «наставничество» на более профессиональный уровень, разработав определение и стандарты наставничества, а также пути внедрения этой практики в разные сферы жизни. Наставничество напоминает педагогическую деятельность, может с ней сочетаться, но ею не является — эта тема тоже рассматривается в докладе.

Наставничество как закрепленная в обществе форма взаимодействия получило поддержку благодаря нацпроекту «Образование», одному из пула президентских нацпроектов.

Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина рассказала: «Когда год начинался, все говорили о педагогах, об уважении к педагогам. Мы тоже проводили разные акции, сделали с Министерством просвещения навигатор по педагогическим вузам, чтобы тот старшеклассник, который решил стать учителем, смог определиться и посмотреть, а что в его регионе, в соседних регионах вузы предлагают по педагогическим специальностям. За счет этого нам удалось повысить набор на педагогические специальности на 30%. Это тоже существенный вклад Года педагога и наставника. И если с педагогами все более-менее понятно, то с наставниками было не очень понятно в начале года. Наставника у нас всегда уважают, но не было института наставничества, не было это слово куда-то применено и институционализировано». 

image

Преодолевая барьеры

В докладе отмечены четыре основных эффекта, которые дал Год педагога и наставника для развития института передачи опыта и знаний. Первый — легализация наставничества в профессиональной роли.

«Мы начали создавать институт наставничества, который легализовал наставничество в профессиональной роли, в системах образования, воспитания, работы с кадрами», — отметила София Малявина.

Наставничество перестало быть любительским, необязательным. Разработаны профстандарты для наставников и схема применения передачи опыта и знаний в разных сферах.

Второй эффект — понимание роли наставника и его обязанностей, которые раньше были очерчены приблизительно. 

София Малявина подчеркнула, что дискуссии вокруг профстандарта наставничества дали возможность определить суть этого явления для каждого человека и для общества в целом. Наставник — это проводник в профессию, в коллектив, в корпорацию, в жизнь. В обществе наставник помогает преодолеть два социокультурных разрыва. Первый — между школой и жизнью, между колледжем и вузом и уже между последующей профессиональной деятельностью. Второй — между поколениями. Например, взрослые наставники могут работать с трудными подростками, вводя их в общество.

Третий значимый эффект — наставничество стало осознаваться в обществе как одна из социальных ролей.

Год педагога и наставника позволил выделить основные функции наставника и описать, как работает институт наставничества в разных сферах, между людьми, принадлежащими к разным поколениям, или ровесниками, различающимися по своему общественному статусу или примерно равными.

Эксперты рассмотрели и модели реверсивного наставничества, когда равный обучает равного или младший — старшего. В докладе приводятся примеры, как организовать наставничество для школьников и студентов, каким может быть социальное наставничество для людей в сложных жизненных ситуациях.

image

В главной роли

В конечном счете наставничество — мощная поддержка во всех сферах жизни и одна из наших жизненных ролей, которая в определенные периоды жизни становится определяющей.

София Малявина подчеркнула: «Наставничество начинает осознаваться как новая роль любого человека и новый общественный уклад. Например, почему мужчины в нашей стране живут меньше, чем женщины? У нас социальная роль женщины на пенсии — бабушка. Мужчины не рассматривают роль дедушки как основную социальную роль. Поэтому, когда они выходят на пенсию, они теряют смысл жизни. Мы бы предложили, и я думаю, что этот год как раз даст старт этому движению, чтобы мужчины при выходе на пенсию становились наставниками и обретали эту роль».

Четвертый эффект — наставничество определилось как институт личного и общественного развития. Наставникам он дает рост и новую профессиональную роль, наставляемым — возможность определиться в жизни и профессии, быструю адаптацию в новом коллективе, укрепление социальных связей, рост профессиональных компетенций. Всему обществу институт наставничества обеспечивает передачу важных знаний и умений, развитие социальной культуры. 

На своей платформе

У наставников теперь есть и свой ресурс — платформа на базе экосистемы «ДОБРО.РФ», которую также презентовали на форуме. На «ДОБРО.РФ» зарегистрировано около 2,7 тыс. проектов по наставничеству, поэтому было принято решение создать для наставников отдельный интернет-ресурс.

Входящие обращения от потенциальных наставников будут обрабатывать, затем сортировать анкеты и отправлять операторам направлений наставничества. Данные о наставниках можно будет найти в едином каталоге. Пользователям уже доступны тематические онлайн-курсы «Добро.Университета», CRM-система для работы с заявками, меры поддержки «Добро.Навигатора» и другие возможности.

Платформа дает возможность общаться всем, кто имеет отношение к институту наставничества, делиться опытом, обсуждать проблемы и развивать свою миссию, которая прокладывает мостик между людьми и целыми поколениями.

Больше о нацпроекте «Образование» — на сайте.