logo

Будь учителем

Назад

Метод Барановой: как педагог из Калуги обучает студентов премудростям IT

Вселенная искусственного интеллекта сегодня активно расширяется. Россия взяла курс на импортозамещение в IT-сфере и цифровизацию в приоритетных отраслях экономики. Это значит, что потребность в высококвалифицированных кадрах будет только расти. Подготовить плеяду талантливых специалистов — задача не из легких, но преподаватель из Калуги Галина Баранова с ней успешно справляется. Она подчеркивает, что с самого детства мечтала работать с молодежью, реализовать себя в педагогической стезе, а заодно и продолжить династию учителей в своей семье.

В честь Года педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф продолжает рассказывать о людях, которые, обучая детей, развиваются сами.

Лишь смелым покоряются вершины

По окончании школы наша героиня точно знала, чему посвятит жизнь, оставалось лишь выбрать профессиональное направление. В начале 2000-х информационные технологии только начали набирать популярность. Тогда воодушевленная девушка, обладающая пытливым умом, поставила цель — не только «войти» в IT, но также вовлечь ребят в мир программирования и графического дизайна. Молодая выпускница КГУ имени Циолковского в 2003 году не могла и предположить, какие карьерные перспективы ожидают ее в дальнейшем.

«В начале нулевых у меня появился персональный компьютер. В тот момент все, что было связано с областью IT, стало модным и актуальным, но на рынке ощущалась острая нехватка специалистов, разбирающихся в передовых разработках. Я решила попробовать попасть в число тех, кто их освоит и достигнет хороших результатов на этом поприще. К слову, делать первые шаги было непросто, но очень интересно», — признается педагог.

Терпение и несгибаемость героини в вопросах саморазвития не прошли даром. Сегодня Галина Баранова занимает должность директора в Калужском техникуме электронных приборов, выступает наставником и ведет насыщенную общественную жизнь. Так, в 2022 году она стала участником Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения России. Попасть туда под силу далеко не каждому: нужен солидный профессиональный стаж, высокая активность в социальных сетях и качественный образовательный контент. При этом Галина Андреевна выступает экспертом отборочных соревнований Национального чемпионата «Молодые профессионалы» и «Навыки мудрых».

Если ты действительно хочешь развиваться в области IT, учиться придется всегда

«Я работаю преподавателем уже 15 лет и всегда говорю студентам, что IT-сфера обновляется каждые три месяца, поэтому ты не имеешь права заявлять, что полностью освоил программирование. Сейчас образовательные платформы в интернете предлагают много онлайн-курсов, которые обещают обучить специалиста в течение трех месяцев за условные 5 тыс. рублей. Мне приходится объяснять детям, что это невозможно. Конечно, реально получить какие-то фрагментарные знания, но через несколько лет они устареют, поскольку профессиональные тренды стремительно меняются. Если ты действительно хочешь развиваться в области IT, учиться придется всегда», — не сомневается собеседница портала.

image

Кстати, сама Баранова регулярно проходит курсы повышения квалификации, а этим летом закончила обучение по специальности «государственное и муниципальное управление». Как отмечает наша героиня, ей как директору колледжа это поможет более эффективно управлять рабочими процессами. Тем не менее Галина Андреевна считает себя натурой творческой. По ее словам, изначально близкие и друзья отговаривали ее от административной должности, предполагая, что она подразумевает рутину, бумажную волокиту и отсутствие самовыражения.

«Знакомым я уже постаралась объяснить, что на моей основной работе нужно выполнять много творческих задач. Например, сейчас мы открыли в нашем техникуме медиацентр, где создаем продукты, в которых популяризируем, к примеру, Год педагога и наставника, повседневную жизнь студентов и преподавателей. А еще принимаем с ребятами участие в разных отраслевых форумах, проводящихся под эгидой крупных российских компаний. Конечно, когда я стала директором, то побывала и в подвале, и на крыше здания, стала держать на контроле даже количество ложек и вилок в столовой, а также сдала экзамен по электробезопасности», — смеясь, рассказывает учитель из Калуги.

Лучшие педагоги за «Профессионалитет»!

Говоря о том, почему Баранову не интересует карьера преподавателя высшей школы, она подчеркнула, что ей более близка система среднего профессионального образования. Она рассчитана на подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики в кратчайшие сроки. Благодаря этому каждый педагог довольно быстро может оценить результаты своего труда. По мнению Галины Андреевны, большой вклад в развитие СПО внес запущенный Министерством просвещения федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого работодатели объединились с колледжами и техникумами и уже вместе создают современные учебные программы.

«Перед родителями и выпускниками школ всегда стоят два главных вопроса: куда и на кого пойти учиться и где потом работать? В этом плане „Профессионалитет“ очень помогает студентам, ведь еще во время обучения компании и предприятия приглашают их на практику, а затем трудоустраивают. Мне как педагогу льстит, что ребенок, которого я учила, применил полученные знания и стал востребованным сотрудником на производстве», — пояснила наша собеседница.

Проект «Профессионалитет» очень помогает студентам, ведь еще во время обучения компании и предприятия приглашают их на практику, а затем трудоустраивают

Она уточнила, что ведет подготовку детей по специальностям, связанным с электроникой и программированием. По словам преподавателя, до запуска федерального проекта образовательные стандарты создавались, к примеру, на четыре года, за которые студент должен освоить программу. Но за это время зачастую появляются новые передовые технологии и профессиональные тренды. Как результат, полученные недавно навыки и знания неизбежно устаревают. «Профессионалитет» успешно решает эту проблему, поскольку одно из главных отличий программы от обычной учебы в ссузе — сокращенный срок обучения.

Помимо прочего, Галина Баранова охотно делится секретами своего успеха в области блогинга и завоевания авторитета у аудитории. По ее словам, она много лет вела личную страничку в социальной сети «ВКонтакте», но затем обнаружила, что студенты проявляют интерес к доступной визуальной информации. Тогда она решила адаптировать свою образовательную программу под возможности онлайн-площадок. При этом педагог использует различные форматы — посты, видеоклипы, яркие фотографии.

«Так, количество моих виртуальных друзей в сети „ВКонтакте“ постоянно увеличивается, и сегодня их уже больше 5 тыс. Причем география обширная. Замечу, что в качестве наставника я начала развиваться с 2015 года. Недавно девочка из Минска нашла меня в соцсети и попросила помочь ей принять участие во Всероссийском конкурсе „Большая перемена“. Сейчас она уже победила в его международном треке, а я ей помогла настроиться на победу», — делится героиня.

image

В борьбе за умы молодежи

Преподаватель оценила также опыт, приобретенный во время участия в конкурсе «Блогер года», организованном Министерством просвещения. Под его эгидой получить премию, официальное признание и продвижение за создание качественного контента могут преподаватели среднеобразовательной и высшей школы, а также педагоги СПО. Барановой удалось стать лучшим учителем-блогером среди претендентов, работающих в российских колледжах и техникумах.

«После победы в этом конкурсе я стала сотрудничать с Центром управления регионом Калужской области, чтобы показывать коллегам возможности, которыми они могут воспользоваться. Из-за занятости им зачастую некогда искать информацию о конкурсах, мероприятиях и не у кого спросить совета и заручиться поддержкой. А на моей страничке в социальной сети легко найти все, что интересует профессиональное сообщество педагогов. Кроме того, я провожу консультации, стараюсь всем помочь и отвечаю на вопросы в личных сообщениях», — отметила собеседница портала.

Кроме того, Баранова не сомневается, что детям нужно на собственном примере показывать то, к чему стоит стремиться.

«В 2022 году я победила во Всероссийском конкурсе „Битва наставников“ в номинации „Наставник среднего профессионального образования“. Вскоре на моей страничке в сети „ВКонтакте“ появилось обращение к ребятам. В нем я постаралась не только поделиться впечатлениями, но и подбодрить своих учеников, обратив их внимание на то, что желание двигаться вперед вкупе с конкретными действиями приведет к большим достижениям. На мой взгляд, призыв к активной жизненной позиции и личный пример — лучшая мотивация», — уверена Галина Андреевна.

По мнению калужанки, преподавателям необходимо адаптироваться к интерактивным формам подачи информации ученикам. Главное — подобрать правильную методику и не игнорировать потребности и интересы ребят.

Останавливаться на достигнутом наша героиня не намерена. Сейчас она участвует со своими студентами в конкурсе «Топ блог» (его результаты станут известны осенью 2023 года). Как отмечает педагог, она выступила с этой инициативой, чтобы ребята нашли дополнительную мотивацию для своего развития и присмотрелись к актуальным творческим профессиям, не связанным с IT-сферой. Например, сегодня особой популярностью на рынке труда пользуются копирайтеры, видеомейкеры, сторисмейкеры, СММ-менеджеры.

Рассказывая о нюансах педагогической работы, преподаватель заметила, что особое внимание уделяет патриотическому воспитанию молодежи. В техникуме также активно практикуется привлечение его выпускников к образовательному процессу.

«Мы готовим кадры не только для региона, но и для себя. Начиная с третьего курса отбираем талантливых студентов и предлагаем им внести вклад в обучение и воспитание младшего поколения. Некоторые остаются у нас в качестве преподавателей, но могут, конечно, при этом поступить в вуз. На мой взгляд, у нас в обществе сильно недооценивают потенциал молодежи. Разумеется, у ребят не всегда хватает опыта и фундаментальных знаний, но зато их отличают оригинальные идеи и свежий взгляд на привычные вещи», — пояснила педагог.

Она добавила, что не поощряет стремление многих айтишников уехать за рубеж, получив образование на Родине. «Если молодым людям не нравится, как работает какой-то механизм в стране, то у них всегда есть шанс стать хорошими специалистами и усовершенствовать его. Не сомневаюсь, что за молодежью — наше будущее» — резюмировала собеседница портала.

Кстати, на своей личной страничке «ВКонтакте» Галина Баранова делится с фолловерами полезными материалами, актуальными новостями в сфере образования, анонсирует предстоящие профильные мероприятия и активно общается с подписчиками.

Напоминаем, что ранее мы рассказывали о том, как педагог из Волжского Алина Кубатиева построила карьеру в заграншколе МИД, а также чему можно сегодня научиться в педагогическом вузе.