logo

Будь учителем

Назад

От атома до космоса: как педагог из Нальчика учит познавать тайны вселенной

Не зря говорят, что учитель — это не профессия, а призвание. Ежедневная работа педагогов подразумевает беззаветную преданность делу, любовь к детям, долготерпение и полную отдачу процессу воспитания подрастающего поколения. Именно преподаватели разгадывают вместе с ребятами удивительные загадки и приоткрывают завесу тайны окружающего нас мира. А помогает им в этом нацпроект «Образование», благодаря которому в российских школах появляется современное оборудование и вводятся передовые методики обучения.

В честь Года педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф продолжает писать о людях, прививающих детям любовь к наукам и знаниям. О том, как победитель первого Всероссийского конкурса «Классная тема», учитель физики и астрономии МКОУ «Лицей № 2» города Нальчика Аслан Кашежев когда-то влюбился в свой предмет и теперь вдохновляет учеников, рассказываем в нашем материале.

Интеллект по наследству

Сейчас наш герой — настоящий любимец публики и безусловный авторитет в кругу школьников и коллег. Репортеры стремятся взять у него интервью, организаторы образовательных конкурсов приглашают в жюри. Классические стильные костюмы и искренняя улыбка неизменно сопровождают педагога, когда он рассказывает журналистам о своем тернистом жизненном пути. Кашежеву 42 года, он всегда любил «грызть гранит науки» и достигал поставленных целей, занимался творчеством, однако к успеху и общественному признанию его привела физика.

«В моей семье был культ учебы, и мы с сестрой с детства понимали, что человек должен всегда развиваться и получать новые знания. Только такой путь может привести молодого человека к успеху. Не секрет, что один из самых эффективных методов воспитания — пример родителей. Так, моя мама — одна из первых женщин-аспиранток на Северном Кавказе. Ей удалось поступить и получить научную степень в Институте земного магнетизма ионосферы и распространения радиоволн им. Пушкова (ИЗМИ РАН) в Троицке», — рассказывает собеседник.

Кашежев с восхищением добавляет, что постоянно наблюдал в детстве, как мама, возвращаясь вечером домой, занималась бытовыми делами, а потом садилась за учебники, лекции, конспекты. Тогда нужную информацию нельзя было получить в интернете, поэтому учащимся зачастую приходилось выкраивать время на библиотеку, чтобы получить редкую книгу или, например, необходимый справочник. Отец Аслана Зарифовича тоже хотел быть ученым, работал на физическом факультете Кабардино-Балкарского государственного университета им. Бербекова (КБГУ), писал статьи, участвовал в конференциях, но в силу обстоятельств выбрал другую стезю, перейдя на ненаучную должность.

«В юности мне нравились все школьные предметы, тогда я делал первые шаги в науке, активно участвовал во всероссийских олимпиадах и конференциях, однако, когда пришло время выбирать дальнейшее место учебы, в 1996 году, мама и папа предложили мне стать юристом или экономистом. Тогда эти специальности начали набирать бешеную популярность. Но я, глядя на своих учителей, которые были профессионалами и отличными наставниками, выбрал факультет физики и не прогадал. До сих пор помню, как впервые собрал электрическую схему, после чего лампочка загорелась!» — вспоминает собеседник портала.

image

Игры разума

Как отмечает педагог, физик не только решает сложные задачи, делает расчеты и лабораторные опыты. В первую очередь, это человек, понимающий законы природы и всегда готовый к революционным открытиям.

В университете Аслан познакомился со своим научным руководителем, профессором Виктором Адыгеевичем Созаевым. Под руководством ученого защитил выпускные квалификационные работы в бакалавриате, магистратуре, а затем поступил в аспирантуру и получил степень кандидата физико-математических наук. Поскольку нашему герою нравилось делиться знаниями и рассказывать о тех явлениях, которые постиг он сам, молодой человек стал лектором на физфаке и проводил спецкурсы, благодаря чему получил опыт в области педагогики.

Кроме того, по совету Созаева будущий учитель принимал участие в разных конкурсах. Упорный труд и стремление к знаниям дали свои плоды и через какое-то время Кашежеву удалось пройти стажировку в Объединенном институте высоких температур РАН в Москве, а также выиграть грант на годовое обучение в Кембридже. В британском университете ему предлагали остаться, но россиянин предпочел вернуться на Родину.

«Еще во времена студенчества за отличные успехи в учебе мне позволили бесплатно освоить дополнительную специальность. Я выбрал английский язык, поскольку это язык международного общения. Он нужен не только для чтения иностранной научной литературы, но и для жизни в целом», — пояснил собеседник.

Кашежеву удалось пройти стажировку в Объединенном институте высоких температур РАН в Москве, а также выиграть грант на годовое обучение в Кембридже

По его словам, занять должность учителя физики ему предложила давняя подруга из университета. Аслан Зарифович пришел 31 августа на собеседование в МКОУ «Лицей № 2» и познакомился с коллегами, а уже 1 сентября провел свой первый урок. Педагог подчеркивает, что его профессия имеет определенную специфику. Так, руководству зачастую непросто подобрать грамотного педагога, способного заинтересовать школьников предметом.

«Мне доводилось видеть маленьких детей, разбирающихся в физике лучше, чем взрослые. К слову, я не помешан на своей дисциплине, мне просто нравится объяснять, делиться открытиями и показывать ученикам причины возникновения привычных бытовых явлений. Конечно, выбирая профессию учителя, нельзя ставить финансовый вопрос превыше всего. Переход на работу из университета в лицей воспринимался мной максимально естественно и логично. Думаю, что я точно не проиграл», — поделился педагог.

Первые пять лет после защиты диссертации он совмещал преподавание в вузе и школе. Наш герой, смеясь, отмечает: «Я умею сидеть на двух, и даже на трех стульях, и мне всегда это давалось легко». Кроме того, физик закончил докторантуру, но докторскую диссертацию пока не защитил, поскольку появились некоторые трудности с проведением экспериментальной части. Но Аслан Зарифович не отчаивается, говоря, что все это временные трудности, которые он обязательно сможет преодолеть.

Секреты мастерства

Кашежев заметил, что он и его коллеги сегодня получают весомую поддержку со стороны государства. В последнее время к ним приковано внимание общественности — в России проводится Год педагога и наставника, тематические форумы, конкурсы профессионального мастерства. Там все желающие могут не только реализовать свой потенциал и заявить о себе, но и познакомиться с экспертами высокого уровня. По мнению нашего героя, благодаря вновь открывающимся возможностям, современный педагог вполне может стать успешным и состоявшимся в жизни человеком.

Аслан Зарифович признает, что иногда сталкивается с детской незаинтересованностью, и тогда старается создать особую атмосферу на уроке, найти общий язык со всеми учениками и замотивировать их.

«Ребята, которые говорят, что им дальше не будет нужен мой предмет, не понимают, что физика окружает их везде. Я стараюсь донести до них эту мысль, подстраиваясь под возрастную категорию учеников. Например, для семиклассников и выпускников использую разные аргументы. В целом стараюсь говорить на понятном для школьников языке, быть на одной волне, и даже записывал обучающие видео для соцсетей. Главное — всегда чувствовать ту грань, за которой можно скатиться к панибратству, и не переступить ее. Ведь учитель — это не аниматор», — уверен он.

Строгость и основательный подход педагога проявляются и в аттестации подопечных. По словам собеседника, за хорошей оценкой в старших классах должна стоять фундаментальная база знаний. Если выпускник в дальнейшем решит поступать на физический факультет в ведущие вузы страны, например, в МГУ, то она будет выступать настоящей поддержкой и опорой студенту.  

«В вузе уже начинается сложнейшая физика, высшая математика. Сможет ли поступивший без хорошего понимания предмета там учиться? Будет ли понимать, что ему хотят донести? В младших классах я привлекаю внимание детей к своей дисциплине, могу „подарить“ старательному ребенку пятерку. Когда же школьник регулярно не выполняет домашнее задание, обязательно выясняю причину этого, и даже двойки в четверти иногда ставлю, хотя завучи и классные руководители ругаются из-за этого. Ложной принципиальности у меня нет, скорее, определенная планка и требования, прежде всего, к себе», — заметил Кашежев.

Помимо физики, Аслан Зарифович долгое время вел уроки астрономии. Правда, сейчас эта дисциплина ушла из перечня обязательных предметов. Возвращаясь же к разговору о практическом применении школьных дисциплин в обычной жизни, педагог рассказал, что всегда предлагал ученикам на первом же занятии написать эссе на тему «Зачем мне космос».

«Мне очень нравится читать рассуждения детей, но в их работах не должно быть шаблонных ответов и общих фраз. Если ученики выполняют задание формально, то объясняю, как функционирует GPS, мобильная сеть, спутниковая съемка и так далее. Когда нахожу в их глазах понимание, зачем они изучают данный материал, в каких областях жизни эти знания могут пригодиться, ставлю себе условную галочку и получаю искреннее удовольствие, ведь в том числе и ради таких моментов я нахожусь в школе», — признается физик.

image

Взорвал голубой экран!

К слову, наш герой не только талантливый и опытный педагог, но и весьма разносторонняя личность. Например, во времена стажировки в Кембридже он научился играть в сквош и даже хотел выдвинуть свою кандидатуру на участие в студенческом турнире. Однако времени на учебу и тренировку иностранного языка катастрофически не хватало, поэтому преподаватель отказался от этой идеи. Кашежев подчеркивает, что в родном Нальчике сквош не особо развит, но он не унывает, поскольку любит почти все активные игры с мячом и командные виды спорта.

Слушая Аслана Зарифовича, понимаешь, что этот человек не сидит без дела. Так, в начале 2023 года он стал победителем первого Всероссийского конкурса «Классная тема!», после чего получил право попробовать себя в роли ведущего авторского просветительского шоу на одном из главных телеканалов страны. И уже скоро каждый из нас сможет отправиться в загадочный мир физики под руководством талантливого педагога.

«Идея шоу на 95% принадлежит мне, но большую роль в процессе съемок сыграли профессиональные телевизионщики, контролировавшие процесс на каждом этапе. В каждом сюжете я рассказывал о каком-то аспекте физики, а также об ученом, внесшим наибольший вклад в ее развитие. Кроме того, мы сделали акцент на современных достижениях науки, а в конце выпуска рекомендовали определенную литературу к ознакомлению. Все эпизоды уже записаны, но я еще ничего не видел, так как программа находится на монтаже», — делится наш собеседник.

По словам учителя, он очень переживает и надеется как можно быстрее увидеть результаты своего труда. Говоря о планах на будущее, Кашежев не сомневается, что всегда сможет найти работу по душе и не ограничивается одним направлением. К примеру, ему бы хотелось когда-нибудь разделить радость с учеником, получившим впервые в Нальчике 100 баллов на ЕГЭ по физике. Помимо этого, еще до победы в «Классной теме!» наш герой строил творческие планы относительно собственного телевизионного проекта. А если вдруг ему надоест быть преподавателем, Аслан Зарифович не прочь заняться… хореографией. Педагог увлекается аргентинскими танцами, сальсой, поэтому готов вести тренировки и выступать в местном ансамбле.

«Не исключаю, что когда-то приму предложение занять руководящую должность в школе или министерстве. Конечно, это большая ответственность, но мне есть с кем посоветоваться, обсудить тот или иной вопрос и у кого заручиться поддержкой. Поэтому я не загадываю на десять-пятнадцать лет вперед, а просто пытаюсь наметить приблизительные векторы развития. Моя вселенная расширяется, когда я иду всеми тропами», — резюмировал Кашежев.

Напоминаем, что ранее мы выяснили у экспертов, почему профессия учителя входит в топ по популярности у российских выпускников, а также чему можно научиться в педагогическом вузе. Прочитать материал можно по этой ссылке.