logo

Будь учителем

Назад

Педагогика — стиль жизни: как учитель из ДНР прививает интерес к истории

Каждый из нас наверняка слышал фразу, что учитель — это не профессия, а призвание. Проверка тетрадей до позднего вечера, заполнение журналов и отчетов, внеклассные активности с учениками, встречи с родителями — лишь малая часть обязанностей, возлагаемых на плечи педагогов. Причем обычно их работа не ограничивается школьными стенами, ведь неотложные вопросы требуют немедленного внимания даже в личное время.

В честь Года педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф продолжает публиковать серию материалов, посвященных людям, чья миссия — нести свет знаний юным гражданам нашей страны. О чем мечтает финалист конкурса «Учитель года — 2022» Юлия Бахмутская из Донецкой Народной Республики, как преподает историю и обществознание новому поколению и какие строит планы на будущее, рассказываем в нашем материале.

Все начинается с мечты

Наша героиня уже 17 лет ведет уроки истории и обществознания в школе. По окончании исторического факультета Донецкого национального университета Юлия сразу пришла работать в школу и не пожалела ни на секунду. По словам нашей собеседницы, найти призвание ей помогла мама, которая посвятила всю жизнь педагогике.

«Я с детства была погружена в эту особую атмосферу, так как к маме — учителю биологии — приходили домой ее подопечные, она допоздна готовилась к занятиям, проверяла тетради. Помню, что тоже рассаживала игрушки на диване и представляла себя в роли педагога. И с выбором профиля проблем не возникло, поскольку мне близка исключительно гуманитарная сфера», — поделилась Бахмутская.

Юлия признается, что в ранней юности ее увлекали отечественные и зарубежные исторические фильмы, такие как «Индиана Джонс», «Белая гвардия» и многие другие. Конечно, девушка тогда не до конца понимала основной замысел режиссера, однако хотела быть похожей на некоторых героев — прототипов исторических персонажей. В вузе она осваивала классическую программу, без уклона на педагогическую специальность, поэтому уже после первого курса отправилась на археологические раскопки. Там студентка поняла, что ей не по душе это занятие, и приняла решение пойти работать педагогом.

Собеседница отмечает, что обладает достаточно деятельным характером, любит общение и разные активности. Работа в школе полностью удовлетворяет ее запросы, а преданность делу отражена в трудовой книжке.

«После университета я сменила лишь два учебных заведения, и то в связи с переездом. Безусловно, будни учителя не всегда наполнены радостью и приятными моментами, но так бывает везде и всегда, в любой профессии. Просто не обращаю на это внимание и концентрируюсь на деле и учениках», — уточнила педагог.

Как отмечает Юлия, еще со студенческих времен ей наиболее близка отечественная история, а не история зарубежных стран, хотя в вузе девушка изучала все дисциплины. При этом особый интерес у нее вызывает вторая половина XIX века — период индустриального становления России, формирования новых слоев общества, капитализма.

image

Воспитывать новое поколение

Говоря о своих профессиональных секретах, касающихся мотивации детей, героиня выразила уверенность, что каждый ребенок должен сам увлечься предметом и найти для себя оптимальные формы изучения, в том числе истории.

«К сожалению, не всегда интерес приходит к ребятам в период обучения в школе. Некоторые начинают углубляться в какую-то узкую тему уже во взрослом возрасте, читают, анализируют. Порой, приходя ко мне после выпуска, они сетуют, мол, почему я не слушал вас во время уроков. Думаю, в этом нет ничего страшного, ведь мы должны сами найти пути к познанию», — отмечает Юлия.

Кроме того, современное диджитал-поколение проводит львиную долю времени в соцсетях. Зачастую подростки отказываются читать классическую литературу и учебники. Исходя из своего опыта, Бахмутская замечает, что заставлять детей учить предмет исключительно по бумажным носителям — бесполезно. Поэтому она старается ориентироваться в информационном поле и предлагать ученикам качественный контент.

Я часто делюсь с учениками ссылками на документальные фильмы, телепередачи и подкасты, которые мне понравились, а потом мы вместе обсуждаем на уроке полученную информацию 

«На самом деле в Сети есть много интересного материала, в том числе относящегося к моей профессиональной сфере. Я часто делюсь с ребятами ссылками на документальные фильмы, телепередачи и подкасты, которые мне понравились. Потом мы вместе обсуждаем на уроке полученную информацию. Сейчас дети не любят читать, у них другое мышление, поэтому яркая визуальная подача каких-то исторических фактов воспринимается лучше», — объяснила собеседница.

По ее мнению, педагогам следует находить новые подходы к обучению, не ограничиваться учебниками и стараться быть с молодежью на одной волне. Героиня указала также, что профессиональное сообщество новых российских территорий с нетерпением ждет создания единой линейки школьных учебников.

«На мой взгляд, история — это „живая“ наука, ведь постоянно появляются новые экспертные точки зрения на какие-то явления и теории, особенно с учетом нынешних геополитических событий. Учебники подчас не успевают за всеми этими процессами, из-за чего теряют актуальность», — рассуждает Юлия.

Да здравствует новая жизнь!

Педагог из Макеевки высоко оценивает меры поддержки национального проекта «Образование». Историк поделилась, что недавно была в школе Мариуполя на торжественном открытии первичной ячейки Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Мероприятие проходило в школе, распахнувшей двери после капитального ремонта. На церемонии присутствовали почетные гости, в том числе министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр образования и науки ДНР Ольга Колударова.

«Конечно, ремонтные работы продолжаются до сих пор, ведь еще нужно облагородить пришкольную территорию, некоторые тематические классы. Тем не менее нам показали очень красивое современное здание, где будут учиться наши дети. Педагоги и родители очень ценят такие инициативы, направленные на улучшение качества образования», — сказала Бахмутская.

По словам героини, в регионе идет активная интеграция в единое образовательное и научное пространство страны. Например, к 1 сентября 2022 года все учебные программы и планы были скорректированы с учетом общих российских стандартов. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, местные школы не только ремонтируют, но и пополняют новой компьютерной техникой и методическими материалами, книгами.

Более того, в Донецкой Народной Республике уже несколько месяцев проходят активности, приуроченные к празднованию Года педагога и наставника.

«Меня пригласили в жюри муниципального и регионального этапов конкурса „Учитель года России“. Также принимаю активное участие в мероприятиях, проходящих не только на нашей территории. Недавно побывала на образовательном вебинаре Омского педагогического университета. Там мне удалось пообщаться с коллегами, обменяться с ними опытом и получить поддержку», — подчеркнула Юлия.

Рассказывая о своих планах и мечтах, она добавила, что очень хотела бы попутешествовать по крупным российским городам вместе с учениками. Однако уже сейчас ребята из ДНР, благодаря президентским программам, выезжают с экскурсиями в разные регионы, чтобы познакомиться с историей и культурой нашей страны.

Как признается собеседница, времени на хобби у нее практически не остается, ведь целый день приходится проводить с детьми и заниматься рабочей документацией, отчетами. Но она не отчаивается и ждет очередного отпуска, чтобы приготовить любимые домашние блюда для родных и близких, пообщаться с друзьями.

Я не делю учеников на любимчиков и аутсайдеров — они все интересные, творческие и глубокие люди

«Сейчас мы с учениками готовимся к многочисленным акциям, запланированным ко Дню Победы и Дню Республики. Отмечу, что не делю ребят на любимчиков и аутсайдеров, отличников и двоечников — они все интересные, творческие и глубокие люди. Я стараюсь научить их не бояться высказывать свою точку зрения, принимать участие в дискуссиях, слышать оппонентов, чтобы нащупать путь к истине. Кстати, на наших уроках царит атмосфера демократии и полной свободы самовыражения, при этом ребята никогда не переходят дозволенные границы», — подытожила Юлия Бахмутская.

Героиня отметила, что пока не рискует строить долгосрочные планы на будущее. Но вместе с тем и не намерена менять вектор развития. «Педагогика для меня — это стиль жизни. Я люблю свою профессию и учеников, надеюсь на карьерный рост в рамках школы. Единственное, мы с коллегами надеемся побыстрее вернуться к формату очного обучения, хотя меры безопасности в сложившейся ситуации — превыше всего», — резюмировала учитель из ДНР.