logo

Будь учителем

Назад

Секрет преподавателя: педагоги СПО рассказали о себе и своей специальности

Третий Всероссийский конкурс преподавателей колледжей и вузов «Мастер года» уходит на летние каникулы. К концу мая в регионах определили победителей, которые будут представлять свои субъекты на уровне страны. Теперь у них есть четыре месяца, чтобы подготовиться к столь ответственному этапу. А для нас это возможность познакомиться с лучшими педагогами немного поближе. Мы пообщались с финалистами из Саратова, Бийска и Якутска.

Не только учитель, но и друг

Виталий Павлов три года работает преподавателем Саратовского колледжа промышленных технологий и автомобильного сервиса. Сам он оканчивал аграрный университет, а так как с детства увлекался автомобилями, то выбрал специальность «технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе». 

После выпуска молодой человек какое-то время руководил автосервисами в сети ремонтных мастерских, но позже Виталий захотел делиться своими знаниями, умениями и навыками с подрастающим поколением. Так наш герой пришел к преподаванию. Больше всего в своей работе ему нравится само взаимодействие с подопечными, постоянный обмен знаниями с ними. Коммуникабельность и обаяние педагог называет своими отличительными чертами.

«Когда я возвращаюсь из отпуска, я счастлив, что снова можно общаться с ребятами. Это, пожалуй, самое ценное для меня. У них постоянно новые идеи, они всегда хотят что-то узнавать. Я даю студентам новые знания и получаю удовольствие от того, что они каждый день учат меня чему-то в ответ. Узнаю от них много интересного», — признается Виталий.

Я даю студентам новые знания и получаю удовольствие от того, что они каждый день учат меня чему-то в ответ

По словам педагога, особое место в его работе занимает формирование личности его подопечных. Неформальному, внеурочному общению он уделяет немало времени.

«Мы не представляем, сколько проблем у молодых людей в возрасте 16–20 лет. И бывает, что кроме нас, наставников, им не с кем поговорить. За четыре года ты входишь в их жизнь, стараешься сделать так, чтобы они тебе доверяли. В группах, где я преподаю, я знаю практически все о своих студентах. Когда они выпускаются, мы расстаемся хорошими друзьями», — рассказывает Виталий.

Главным качеством для преподавателя он считает стремление непрерывно развиваться. Важно всегда следить за новшествами, как минимум, в своей специальности, учиться и не застаиваться. «Если по каким-то причинам останавливаешься, дальше начинается регресс», — уверен собеседник. Сам он также стремится покорять новые вершины и не боится неудач на пути к ним.

«Например, есть возможность поучаствовать в конкурсе „Мастер года“. Почему бы и нет? Для меня это уже третья попытка. Первый раз не получилось совсем — я оказался в самом „хвосте“. В следующий раз победил на региональном конкурсе в своей компетенции, но не в общем зачете. Теперь же получилось пробиться на федеральный этап. Я очень постараюсь войти в десятку лучших преподавателей страны — пообещал это всему нашему региону», — делится Виталий.

Несмотря на завидную настойчивость, педагог признается: чтобы проживать, пропускать через себя каждое конкурсное задание, требуется потратить много энергии. Бывали моменты, когда силы заканчивались и хотелось все бросить.

«Но финальная церемония — одно из ярких впечатлений в моей жизни. Поздравления, твоя минута славы. Вообще все очень круто: хорошая организация конкурса, поддержка, всегда есть возможность проконсультироваться. Все здорово, и мне очень нравится», — рассказывает преподаватель.

Отдельно Виталий выделил эстафету флага конкурса. По его словам, она символизирует единство педагогов СПО и позволяет им почувствовать себя частью одной большой профессиональной семьи.

«Это нечто прекрасное и нужное, — считает собеседник. — Кто это придумал — огромный молодец. Это флаг нашей профессии, и мы несем свое знамя по всей стране».

До федерального этапа еще четыре месяца, но Виталий Павлов уже уверен, что примет участие в конкурсе «Мастер года» снова, если появится возможность. Педагог убежден: хороший результат необходимо показывать как минимум дважды.

image

Влюбить в педагогику

Полина Мехдиева — преподаватель Бийского педагогического колледжа. Вот уже семь лет она ведет профессиональные дисциплины у студентов, которые готовятся стать учителями начальных классов. Сама девушка когда-то тоже закончила этот же ссуз по той же специальности. Некоторое время она работала в гимназии, а затем «по зову души» вернулась в родной колледж.

«Как бы это банально ни звучало, но работать в образовании было моей мечтой с детства», — признается Полина.

«Универсальная формула успешности», по мнению педагога, в ее профессии состоит из трех компонентов: творческий подход, сотрудничество со студентами и использование новых современных технологий. Полина убеждена, что это позволит добиться хороших результатов и самому преподавателю, и его подопечным.

Своей отличительной чертой наша героиня называет умение влюбить в профессию.

«У меня хорошо получается не просто учить, передавать какие-то знания, а добиваться, чтобы студенты захотели работать по специальности. Было уже семь выпусков, и все приходят со словами: „Вы так нас замотивировали! Вы такой классный преподаватель, идеал учителя“», — рассказывает педагог.

У меня хорошо получается мотивировать студентов выбрать работу по специальности и стать учителями 

В беседе с нашей редакцией Полина отметила высокий уровень организации «Мастера года». Девушке есть с чем сравнить — она любит участвовать в конкурсах профмастерства, узнавать об опыте коллег и делиться своими накопленными практиками в ответ. Самое сложное — определиться, как представить свой накопленный многолетний опыт наилучшим образом.

«Впечатления от „Мастера года“ остались положительные. Мне кажется, такие конкурсы нужны. Они дают возможность показать себя. Конечно, обратила внимание на некоторые образовательные, информационные технологии, сервисы. Мы всегда подмечаем новое друг у друга, и было очень интересно что-то дополнительно узнать», — делится Полина.

О подготовке к финалу девушка пока не задумывалась, но предполагает, что будет тренироваться, как спортсмен перед соревнованиями. Впереди — отработка показательных занятий для конкурса, чтобы и отдельные этапы, и весь урок укладывались в нужные временные рамки. Начавшиеся каникулы для педагога не помеха, ведь опробовать программу на студентах — один из заключительных этапов, и к августу они в любом случае вернутся в колледж на практику.

image

Всем студентам пример

Зоя Готовцева — мастер производственного обучения в Якутском технологическом техникуме сервиса. Она учит студентов искусству приготовления сложных десертов, а еще ведет курсы эстетики и психологии. Ее педагогический стаж — шесть лет. В ссуз девушка пришла, уже имея немалый опыт работы в индустрии питания.

«Мы проводили мастер-классы для населения по приготовлению различных блюд. Мне очень понравилось учить других чему-то новому, и я решила попробовать себя в качестве мастера производственного обучения. Разослала по учебным заведениям свое резюме, и в тот же месяц меня пригласили на должность старшего мастера производственного обучения. Когда я вышла на работу, поняла, что не ошиблась. Чувствую себя на своем месте», — рассказывает наша собеседница.

По ее словам, кулинария нравилась ей с детства. Зоя мечтала открыть собственную кондитерскую, много экспериментировала с продуктами. Еще с того времени девушка начала воспринимать кулинарию не только как профессию повара, но и как науку. Сейчас наша героиня защитила магистерскую диссертацию по своей специальности и планирует поступать в аспирантуру.

Больше всего в работе преподавателем Зое нравится возможность творческого подхода к профессии, в частности к проведению занятий и организации мероприятий. А самым главным для педагога она считает способность поддерживать интерес студентов, мотивировать их развиваться, становиться профессионалами своего дела, быть лучшими.

По мнению нашей героини, быть разносторонне развитым человеком крайне важно для преподавателя, наставника в сфере образования. Сама Зоя считает это своей отличительной чертой. 

«Нужно, чтобы студенты брали с него пример. Ты должен не только хорошо работать по своей специальности, но и быть активным в других сферах жизни. Например, я состою в Ассоциации молодых преподавателей Республики Саха (Якутия), занимаюсь общественной деятельностью и волонтерством. Творческое мышление развиваю на танцах и уроках вокала. Важны также хорошие отношения с друзьями и семьей, чтобы тебя окружали единомышленники, которые развиваются вместе с тобой», — уверена Зоя.

Как и коллеги из других регионов, наша героиня отметила высокий уровень организации «Мастера года». По ее словам, большое внимание со стороны государства и профильного министерства очень мотивирует педагогов, особенно молодых, которые хотят и могут развиваться в своей профессии. Самым сложным во время участия в конкурсе Зоя назвала подготовку к нему.

«Ты представляешь свой техникум, он верит в тебя. Чувствуешь ответственность, ведь нужно показать лучшие стороны родной образовательной организации», — делится наша собеседница.

Девушка уже начала подготовку к федеральному этапу — записалась на курсы повышения квалификации и планирует оттачивать навыки риторики, коммуникации, а также актерского мастерства.

image

О конкурсе «Мастер года»

Конкурс «Мастер года» проводят в нашей стране с 2021 года. Участвовать в нем могут мастера производственного обучения, преподаватели профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, а также их коллеги, ведущие в колледжах и техникумах общеобразовательные предметы. В общей сложности состязание проходит для представителей 45 профессий и специальностей.

Заключительный федеральный этап проводят в регионе, представитель которого победил в конкурсе в предыдущем году. В этот раз гостей со всей России в конце сентября примет Тула. Церемония награждения состоится в День среднего профессионального образования — с прошлого года его отмечают в нашей стране 2 октября. Начиная с 2023 года педагог, занявший первое место, будет получать от Минпросвещения РФ 200 тыс. рублей в качестве денежного поощрения.

Проведение «Мастера года» поддерживает федеральный проект «Профессионалитет». Наравне с другими инициативами соревнование преподавателей колледжей и вузов призвано повысить престиж среднего специального образования.