logo

Будь учителем

Назад

Секрет успеха: как педагог из Волжского построила карьеру в заграншколе МИД

Доброжелательный настрой учителя и его способность найти индивидуальный подход к каждому ребенку помогают создать благоприятную атмосферу на уроке, а также повысить продуктивность занятий. Особенно это касается педагогов, работающих в заграничных школах МИД РФ, поскольку зачастую им приходится взаимодействовать не только с детьми соотечественников, но и с иностранными гражданами. Помимо этого, именно на них ложится непростая миссия представлять русский язык и культуру за рубежом.

В честь Года педагога и наставника, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным, портал национальныепроекты.рф продолжает рассказывать о людях, которые точно знают, как найти ключ к детским сердцам.

Наши за рубежом!

Около четырех лет назад Алину Кубатиеву пригласили преподавать английский язык в общеобразовательную школу при посольстве России в Венгрии. Уроженка города Волжского Волгоградской области с радостью воспользовалась предоставленной возможностью, отправившись вместе с мужем Александром в командировку в Будапешт. Девушка не сомневалась, что сможет получить там уникальный профессиональный опыт, узнать больше о культуре и традициях европейской страны, а также познакомиться с коллегами, разбирающимися в вопросах обучения многонациональных классов. Кстати, супруг Алины тоже работает с детьми — окончил, как и его избранница, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ), но по специальности «учитель математики и информатики».

«В моей семье пока только я решила посвятить жизнь школе и детям. При этом моя мама также окончила педагогический университет, но по его окончании она не захотела профессионально заниматься педагогикой. Когда мы начали встречаться с Сашей, то долгое время и не подозревали, что коллеги. Идея предложить свои кандидатуры в конкурсе на замещение вакантных должностей в заграничных школах МИД России пришла в голову мужу. Однажды он пришел с работы и сказал, что на почту поступило объявление и семейные пары учителей могут подать заявку, а затем испытать свои силы в квалификационном отборе», — поделилась Кубатиева.

Идея предложить свои кандидатуры в конкурсе на замещение вакантных должностей в заграничных школах МИД России пришла в голову мужу

Преподавателя не испугали возможные трудности, так как еще со студенческой скамьи она привыкла добиваться поставленных целей благодаря трудолюбию, решительности и стремлению к профессиональному росту. Как рассказала Алина, абитуриенты традиционно проявляют большой интерес к иностранным языкам, поэтому конкуренция на профильном факультете ВГСПУ в год ее поступления оставалась высокой.

«Поскольку там было всего несколько бюджетных мест, я подала документы на филологический факультет, поступила и получила диплом по специальности „учитель русского языка, литературы и английского языка“. Эти предметы увлекли меня еще в школе, но понимание того, что я хочу быть учителем и мне действительно нравится взаимодействовать с детьми, пришло лишь во время педагогической практики на третьем курсе», — подчеркнула Алина.

По ее словам, окончив в 2012 году университет, она устроилась на работу в одну из школ Волжского. А через пять лет девушку пригласили преподавать в волгоградском лицее с военно-патриотическим уклоном, где героиня трудилась еще два года до командировки за границу. Вскоре после того, как супруги решили кардинально изменить жизнь, отправили резюме в конкурсную комиссию МИД и собрали необходимые документы, раздался звонок из министерства.

«Представитель ведомства сообщил, что в школу при посольстве России в Венгрии как раз требуются педагоги с нашей квалификацией, и мы стали готовиться к командировке. В частности, мне помимо длительного медосмотра пришлось сдать профильный экзамен, потому как большинство школ МИД предполагают углубленное изучение английского языка. А в августе 2019 года мы с мужем отправились покорять новые профессиональные высоты в Будапешт», — пояснила собеседница портала.

image

Об амбассадорах замолвим слово

Говоря о периоде адаптации и особенностях преподавания в многонациональных классах, Кубатиева отметила, что на территории всех посольских школ действуют российские стандарты образования. Однако они принимают на обучение иностранных учеников, которые сталкиваются со сложностями при изучении русского языка.

Она уточнила, что школу при посольстве РФ в Венгрии посещают около 140 человек, что достаточно много для небольшой школы. Более того, в ней учатся и иностранные граждане. При этом английский язык в группах осваивают максимум 8–10 ребят. Такая система позволяет педагогам найти индивидуальный подход к каждому ученику и адаптировать под него материал.

«Однажды со мной произошел курьезный случай. Я попросила ребенка перевести текст с английского языка на русский, и мальчик признался, что ему трудно выполнить задание, так как он переводит сначала на монгольский, а уже потом — на русский. Поэтому преподавателям нужно тщательно подбирать материал, объяснять культурные особенности нашей страны и значение некоторых слов», — рассказала уроженка Волжского.

Как отмечает Алина Кубатиева, когда дети из других государств стремятся получить среднее образование в российской школе, они воспринимают преподавателей как амбассадоров русского языка, культуры и литературы. «Школа при посольстве — это, можно сказать, кусочек России за границей. И от того, что преподаватели транслируют подопечным, зависит общее представление не только о нашей системе образования, но также о стране и жителях в целом», — не сомневается собеседница портала.

Школа при посольстве — это, можно сказать, кусочек России за границей. От ее преподавателей зависит, какое общее представление о стране и жителях сложится у учеников

Нашу героиню без сомнения можно назвать перфекционистом. Она признается, что держит связь со своими подопечными после их выпуска из школы, а те в свою очередь отмечают ее весомый вклад в их дальнейшее профессиональное развитие. Однако, по мнению преподавателя, ей еще есть чему поучиться у более опытных коллег. 

Кроме того, в жизни она руководствуется одним из принципов, озвученных древнегреческим философом Сократом. Мудрец говорил: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель». Достойным примером для подражания Кубатиева считает свою маму и мужа. Когда девушку пригласили принять участие в ежегодном конкурсе «Учитель года России», Алина пожалела, что супруг не любит подобные мероприятия, хотя он наиболее достоин главного приза.

«К сожалению, я обладаю всеми признаками модного нынче в психологии синдрома самозванца — это состояние, при котором человек не уверен в своих навыках и компетенциях. Поэтому, когда в конце 2021 года к нам в школу пришло положение об этом конкурсе, в глубине души у меня появилось желание заявить о себе. Подчеркну, в тот год к участию впервые пригласили посольские школы, и муж был убежден, что этой возможностью следует воспользоваться. К слову, ранее я всегда следила за успехами призеров и победителей, брала на вооружение их идеи и наработки. Особенно меня интересовал опыт коллег, посвятивших жизнь преподаванию иностранного языка», — откровенничает собеседница портала.

image

Место, куда рвется сердце и тянется душа

Как пояснила Кубатиева, на первом этапе в ее номинации «Учителя года» было 36 педагогов, работающих в школах при российских посольствах и генконсульствах в 34 странах. После ряда испытаний члены жюри определили 15 полуфиналистов, которые должны были провести серию мастер-классов. Затем организаторы выбрали пять финалистов. И уже среди них был определен победитель конкурса. Именно ему выпала честь продемонстрировать свои педагогические навыки на заключительном этапе «Учителя года» в 2022 году в Тюмени.

Наша героиня до последней секунды не верила, что дойдет до конца испытания и станет победительницей. По ее словам, она просто занималась любимым делом, получая удовольствие от процесса, и старалась проявить себя перед членами жюри. «Чемпионов объявляли на онлайн-платформе, где собрались призеры и организаторы конкурса. Когда они сообщили, что я заняла первое место, во время благодарственной речи во мне бушевала буря эмоций, а уже через несколько минут мы с учениками занимались в зуме, ведь тогда все обучение проходило в дистанционном формате», — вспоминает Алина.

Педагог добавила, что уже через несколько месяцев получила главный символ и приз конкурса — большого хрустального пеликана, причем награду Кубатиевой направили прямо в Венгрию.

Помимо прочего, преподаватель отметила то, как преобразились российские учебные заведения благодаря мерам поддержки нацпроекта «Образование».

«Из-за пандемии коронавируса мы с мужем около двух лет не ездили домой и не видели близких. Но на одном из этапов конкурса „Учитель года“ мне удалось побывать в тюменской гимназии № 16. Как человек, которому довелось поработать за рубежом, не могу не отметить, насколько быстро в России происходят изменения в лучшую сторону по сравнению с другими странами. По инициативе властей в наших школах делают ремонты, оснащая их самым современным оборудованием. Сегодня это действительно перспективное пространство, подходящее для получения качественного образования», — сказала она.

Героиня также обратила внимание на количество возможностей, открывающихся перед учителями в Год педагога и наставника. По ее мнению, как правительство РФ, так и главы регионов уделяют представителям этой профессии особое внимание и предоставляют различные бонусы, которые помогают им продвигаться по карьерной лестнице.

Сейчас Алина с супругом вернулись домой, в Волжский. Их увлекательное путешествие в июле 2023 года подошло к концу, поскольку их контракт был рассчитан на четыре года. «Пока мы с Сашей находимся в отпуске, однако уже с августа приступим к поиску работы», — делится Кубатиева.

Рассуждая о планах на будущее, она подчеркнула, что нашла свое призвание, а потому рассчитывает работать с детьми до глубокой старости. По словам собеседницы портала, у нее есть дополнительное образование, позволяющее занять, к примеру, должность завуча или директора школы. При этом нашей героине всего 33 года, она занимается постоянным самообразованием и набирается опыта от старших коллег, а потому пока ее полностью устраивают возложенные обязанности. При этом командировку в Будапешт и преподавание в посольской школе она называет одним из самых увлекательных периодов в жизни, но неизменно добавляет: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Напоминаем, что ранее мы рассказывали о том, как учитель физики и астрономии из Нальчика Аслан Кашежев мотивирует и вдохновляет учеников получать хорошие оценки, а также чему можно научиться в педагогическом вузе.