Шаг в будущее: какие возможности открывает нацпроект «Молодежь и дети»
У каждого ребенка свои способности, и важно вовремя заметить их и развивать. Сделать это помогают в современных школах: их строят и ремонтируют по новому нацпроекту «Молодежь и дети». Для занятий закупают компьютеры и планшеты, внедряют углубленные программы обучения. Также в каждом федеральном округе планируют открыть минимум по одной флагманской школе — всего их будет 12.
Рассказываем, где появятся флагманские школы и какую поддержку получают талантливые дети и их наставники.
Школы лидеров
Ведущие школы ориентированы на углубленное изучение дисциплин под руководством талантливых педагогов. До 2030 года по поручению Владимира Путина в стране создадут 12 таких школ для одаренных детей, как минимум, по одной в каждом федеральном округе. Они станут настоящими образовательными центрами и образцовой моделью для других учебных заведений, которые будут перенимать передовые технологии и методики обучения.
Первые три флагманские школы планируют открыть 1 сентября 2027 года в Новгородской, Рязанской и Псковской областях. А после они появятся в Карачаево-Черкесии, Белгородской и Нижегородской областях и других регионах.
До 2030 года в стране создадут 12 школ для одаренных детей, их выпускники будут развивать отечественные науку и экономику
«Они будут способствовать подготовке кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики. Это должен быть стратегический шаг в будущее нашей страны», — пояснил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на заседании координационного совета при правительстве РФ по созданию передовых школ.
В таких школах дети будут учиться с 7 по 11 класс. Прием планируют проводить на конкурсной основе, учитывая победы на предметных олимпиадах и другие достижения. Ученикам предстоит ежегодно сдавать экзамены и зачеты для проверки знаний.
«Эти учреждения станут методическими центрами для школ всех федеральных округов и будут распространять лучшие педагогические практики. Их выпускники будут развивать отечественные науку и экономику, и мы ставим задачу их 100-процентного трудоустройства в ведущие компании», — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Качество обучения во многом зависит от учителя, поэтому, как отметили на заседании координационного совета, в ведущих школах будут работать лучшие педагоги страны.
Умники и умницы
Учениками флагманских школ наверняка станут многие победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Как сообщили в Министерстве просвещения РФ, это самый массовый детский интеллектуальный турнир не только в России, но и в мире.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 общеобразовательным предметам, которые дети изучают в школе. В ней ежегодно участвуют сотни тысяч учеников 4–11 классов.
ВсОШ проходит в течение учебного года, с сентября по апрель, и включает четыре этапа. Сначала школьный, а потом муниципальный, региональный и федеральный. Задания разрабатывают центральные предметно-методические комиссии, в составе которых опытные специалисты.
В 2025 году в заключительном этапе ВсОШ, который проходит с 15 марта по 30 апреля в разных городах страны, соревнуются более девяти тысяч подростков со всей России. По правилам победители и призеры заключительного этапа олимпиады прошлого учебного года, которые еще учатся в школе, могут вновь попробовать свои силы в олимпиаде. Проходить отборочные туры им не нужно, свой высокий уровень эти ребята уже подтвердили: в этом году таких участников 1753.
Дипломы победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ действуют четыре года и дают право без экзаменов поступить в престижные российские вузы. Напомним, что подать документы без очередей можно онлайн. В этом поможет суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на «Госуслугах».
Победители и призеры финала, поступив в вузы, могут получать стипендию по гранту Президента. Кроме того, в некоторых регионах ребята, отличившиеся на ВсОШ, получают ценные подарки (технику), почетные грамоты и путевки в детские центры, где проходят тематические смены. А в ряде регионов победителям положены денежные премии.
Талантливые ученики
На заключительный этап ВсОШ по русскому языку в Казань в этом году съехались 470 участников из 78 регионов. 225 из них стали победителями и призерами. Среди них — ученица 11 класса Кировского физико-математического лицея Маша Ширяева.
«В этом году от нашего региона на олимпиаду ездила большая делегация — восемь человек, ребята из разных классов и школ. Очень здорово, что с дипломами домой вернулись все. Кировская область показала прекрасный результат!» — поделилась эмоциями школьница.
Кстати, Мария — из тех участников, которые не первый год отлично выступают на олимпиаде. Она увлеклась лингвистикой в восьмом классе и тогда же съездила на научную смену в Образовательный центр «Сириус». Готовиться к олимпиадам по русскому языку девочка начала в девятом классе, много занималась самостоятельно, а также вместе с преподавателями. В результате с первого же раза победила в финале. Эту планку Маша держит третий год. Кроме того, в девятом и десятом классах девушка стала призером заключительного этапа ВсОШ по обществознанию.
«Олимпиады стали для меня очень полезным опытом. Вдобавок они помогают поступить без вступительных экзаменов в лучшие вузы страны. На данный момент у меня основной вариант — лингвистика. Надеюсь стать хорошим специалистом в своей сфере!» — рассказала Мария.
Прекрасные педагоги
Успехи школьников — это во многом заслуга учителей и наставников. Они повышают квалификацию и получают поддержку по нацпроекту «Молодежь и дети».
Центральное событие для педагогов, безусловно, всероссийский конкурс «Учитель года России», которому уже более 20 лет. Ежегодно в нем участвуют больше тысячи педагогов со всей страны. Сейчас подходят к концу региональные этапы, по их итогам 89 педагогов встретятся на финальных испытаниях в октябре.
Победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» в Магаданской области в 2025 году стал Павел Кунц. Он работает 16 лет, и 13 из них преподает биологию и химию в школе небольшого поселка Усть-Омчуг.
«Участие в конкурсе „Учитель года“ стало настоящим испытанием, каждый этап требовал максимальной концентрации и креативности. Особенно сложно было давать телеинтервью в течение 30 минут перед жюри. Важно было показать не только профессиональные знания, но и умение интересно и доступно донести их до аудитории. А вот работа с учениками, напротив, была для меня естественной и приятной, ведь именно общение с детьми вдохновляет больше всего», — рассказал Павел Иванович.
Кунц не впервые участвует в профессиональных конкурсах. Он уже был победителем муниципального соревнования «Педагог года — 2018», Всероссийской просветительской акции «Поделись своим знанием!» от Российского общества «Знание» по Магаданской области и муниципального конкурса «Педагогический поиск — 2025».
Преподаванием Павел Иванович, девиз которого «Работать, работать и еще раз работать», не ограничивается. Его активности хватает, чтобы заниматься спортом, быть членом Русского географического общества в Магаданской области и состоять в волонтерской группе «Открытые сердца».
Земские учителя
В школах малых городов и сельской местности нередко не хватает педагогов. Решить эту проблему с 2020 года помогает программа «Земский учитель», которая также входит в нацпроект «Молодежь и дети».
По условиям программы педагоги, готовые минимум пять лет проработать в глубинке, получают единовременную выплату в размере 1 млн рублей (2 млн рублей — в Дальневосточном федеральном округе, Донецкой и Луганской народных республиках, а также Запорожской и Херсонской областях).
За пять лет более 6,3 тысяч педагогов стали земскими учителями
Попасть в программу не так просто: нужно выдержать конкурс. За пять лет подано около 106 тысяч заявок на участие. В итоге лишь более 6,3 тысячи педагогов стали земскими учителями. В текущем году конкурсный отбор участников еще продолжается. Те, чью кандидатуру одобряет комиссия, сами выбирают регион, где с сентября начнется новый этап их жизни и карьеры.
К примеру, в Республике Алтай по программе «Земский учитель» сейчас работают 39 учителей. В этом году истекает минимальный срок участия в ней «первопроходцев». В их числе учитель математики Анна Кудрявцева из села Кулада Онгудайского района. Работать туда она приехала из города Горно-Алтайска.
Педагогический стаж Анны Васильевны — чуть более десяти лет. До этого около 20 лет она вела социальную работу, много общалась с молодежью, а потом решила работать в школе.
«Я знала, что еду в село, где люди говорят на родном алтайском языке, которого не знаю. Боялась больше всего, что мой сын и я не сможем пройти адаптацию. Но трудности были больше бытовые, так как край, в который мы попали, суровый: зимой постоянно дует ветер и стоит мороз. Но зато люди в этом суровом климате живут очень добрые, отзывчивые и творческие. Они нам помогали справляться с трудностями», — рассказала учительница.
Анна Васильевна, по ее словам, получила колоссальный опыт на новом месте, сумела перестроиться с методики преподавания в большой школе на классы с небольшим количеством учеников. Помимо этого, она вела кружки, в том числе занятия для юных инспекторов движения, изучающих правила поведения на дороге и помогающих сотрудникам ГИБДД, играла с местными ребятами в волейбол, а недавно стала наставником-просветителем от Движения первых.
За минувшие пять лет Анна Васильевна участвовала во многих профессиональных конкурсах, вошла в топ-10 учителей регионального этапа «Учитель года» в 2023 году. В 2024-м подготовленная ей школьница победила в региональном конкурсе «Ученик года».
«Дети — это хорошее лекарство от всех болезней, и я его принимала каждый день с утра до вечера. Люблю свою работу и своих учеников, — говорит Анна Кудрявцева. — Искренне советую будущим участникам программы „Земский учитель“ не бояться перемен и двигаться вперед, несмотря ни на что. Россия — страна возможностей, я в этом убедилась на своем примере».
А мы напоминаем, что главная цель национального проекта «Молодежь и дети» — создать возможности для гармоничного развития подрастающего поколения. Для этого строят современные школы и кампусы мирового уровня, развивают центры дополнительного образования детей, молодежные пространства и передовые инженерные школы, организуют масштабные фестивали. Кроме того, талантливые молодые люди могут получить гранты на реализацию собственных проектов.