Учитель Бобровского центра «Лидер» им. А. В. Гордеева о наставничестве знает не понаслышке
Подготовить учеников к призовым местам по предметным олимпиадам? Выиграть региональную конференцию по представлению лучших педагогических практик? Развить творческие способности ребенка и поддержать в трудный момент?
– Учителя Воронежской области способны на все.
Учитель английского языка высшей категории МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» им. А. В. Гордеева Елена Николаевна Аристова уже 20 лет придерживается в педагогический работе своих трех главных принципов: создавать условия для развития индивидуальных способностей учеников, уметь «зажигать» ребят своим предметом и формировать уверенную мотивацию школьников к развитию. Важно объяснять на примерах, как пригодятся полученные на уроках знания в реальной жизни, уверена Елена Николаевна.
Елена Аристова – учитель английского языка высшей категории. Закончила Воронежский государственный педагогический университет, факультет иностранных языков. Педагогический стаж – 20 лет. Награждена Почетной грамотой департамента образования Воронежской области. Победитель в 2021 году регионального конкурса профессионального мастерства «Педагогический дуэт». Победитель в 2021 году региональной конференции по выявлению лучших педагогических практик организации исследовательской деятельности «ЭВРИКА-VIII». Профессиональных регалий достаточное количество.
Но особую учительскую гордость составляют учебные достижения школьников. И их также в копилке Елены Николаевны немало. Ученики Елены Аристовой ежегодно участвуют в предметных олимпиадах, становятся победителями и призёрами конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровней. Самые важные: Всероссийский фестиваль иностранных языков «Диалог культур» – победители 2022г; Муниципальная научно-практическая конференция «Юные исследователи» – 2 победителя, 1 призёр 2022г; Всероссийская Олимпиада школьников по английскому языку (муниципальный уровень) – 5 призёров 2020г; Всероссийская Олимпиада школьников по английскому языку (муниципальный уровень) – 5 призёров 2019г.
О важности наставничества и профессиональной поддержки Елена Николаевна знает не понаслышке.
Сама через это прошла. Педагог призналась, что ориентиром будущего для нее послужила тетя, учитель начальных классов, которая всю жизнь проработала в Воронежской гимназии им. И.С. Никитина, Раиса Николаевна Воротягина и крёстная, профессор и доктор исторических наук БелГУ, Елена Викторовна Сафронова. Именно тетя стала для Елена Аристовой лучшим наставником. Будучи студенткой ВГПУ, Елена Николаевна посещала уроки тети и научилась у нее слышать, понимать детей, быть для них не только учителем, но и лучшим другом.
Поэтому на вопрос «кто такой педагог-наставник» учитель отвечает без колебаний:
– Наставнику необходимо научить молодого специалиста верить в себя, в своё будущее. Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника, это тот, кто формирует безупречную, квалифицированную личность, он всегда будет примером для молодого поколения.
А что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
Я считаю, быть и учителем, и наставником одинаково трудно, но прекрасно. Учитель старается быть одновременно интересной личностью, справедливым и строгим педагогом для и понимающим наставником для своих молодых коллег. Изо дня в день, по кирпичику, по капельке, по крупинке он вкладывает в своего ученика всё доброе, разумное, вечное. В этот трудоемкий процесс необходимо погрузить и молодого учителя, научить его получать от педагогической деятельности удовольствие. Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.
По мнению Елены Аристовой, педагог-профессионал своего дела – учитель, владеющий не только методикой преподавания. Психологическая подготовка, эрудированность в разных областях, владение ораторским искусством, увлеченность своим делом – вот далеко неполный список талантливого педагога. И вполне логичный вывод от учителя бобровского «Лидера».
Учитель – это не профессия. Это – призвание
У ваших детей так много побед. Так, в чем секрет? Каким должен быть современный учитель?
Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной деятельности, которые с каждым годом все теснее связаны с идеей непрерывного образования. Учителю, развивая творческие способности учеников, необходимо видеть потенциальные способности в каждом обучающимся, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Какой самый главный совет Вы бы дали своим ученикам?
Современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватит ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно» и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.
Почему педагогу важно участвовать в профессиональных конкурсах?
Участие в профессиональных конкурсах дает возможность педагогу продемонстрировать результаты своей педагогической деятельности, его работы с обучающимися, родителями и оценить ее со стороны. Конкурс заканчивается, а педагогическая деятельность продолжается, но уже на ином, более глубоком уровне. В этом, на мой взгляд, и состоит польза подобных мероприятий: они не заканчиваются торжественным награждением лауреатов и победителей. Праздник спускается со сцены в зал и смело входит в повседневную жизнь. Мы учимся друг у друга, понимаем, насколько востребовано обществом то, что мы уже умеем делать и чему только учимся.