logo

Будь учителем

Назад

Не учитель выбирает профессию, а профессия учителя

Лилия Максимовна Воробьева из Калининградской области продолжательница педагогической династии. В мини-интервью она рассказала, как стала учителем и как один урок может изменить не только учеников, но и преподавателя.

Лилия Максимовна, вы родились в «педагогической» семье. Был ли вариант выбрать другое дело?

Мне вспомнился вопрос одного ученика о причинах выбора профессии. Я тогда ответила: «Я учитель в пятом поколении, меня выбрала судьба». Мальчуган был удивлен ответом, но в то же время он понял, почему я так верю в него и других учеников. Почему не лукавлю, когда говорю об их ответственности за будущее нашей страны, почему настаиваю на порядочности и уважении. Со своей профессией я определилась в шесть лет и связано это было с началом моего обучения в группе сверстников.


Чем вас так привлекла педагогика?

Урок обладает своим таинством. Это маленькая жизнь, от качества которой зависит она вся. И, что интересно, каждый его участник, в том числе и учитель, всегда выйдет с урока другими, обновленными. Урок несет впечатления, они меняют восприятие, приводят к переосмыслению, открывают то, что было скрыто до этого мгновения.

image

Родители агитировали, чтобы вы пошли работать в школу?

Для меня учительство началось с моей мамы, Ирины Анатольевны, учителя, для которого данная работа является служением. Служением детству, ребенку, его будущему. На нее сильное влияние оказали книги Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили с их призывом к ответственности педагога за свои действия в каждом мгновении жизни с ребенком. Она приобретала опыт, у нее менялись взгляды и способы достижения результатов, но ответственность за качество мгновения – это с ней навсегда. И каждое утро в любимой школе ее ждет встреча с детьми.

Как ваша мама к этому пришла?

Профессия ее выбрала в шесть лет, когда она пришла в нулевой класс. Это осознание определило все в ее жизни: мечты, стремления, цели, книги, музыку. Теперь она собирала строительный материал для будущей жизни и шаг за шагом продвигалась по ступенькам к мечте. Я выросла среди маминых учеников и впитывала ее любовь к тем, кого учишь, и тому, чему учишь. Как писал Василий Осипович Ключевский, каждой своей клеточкой. И сейчас у нас дома постоянно ученики ее класса. Им нужна самая разная помощь, и они всегда ее получают. Дети пишут, решают, творят. Подрастают братья и сестры ее учеников, и они приходят за своей частичкой ее служения.

Как можно воспитать в себе такое отношение?

Моя мама унаследовала этот удивительный ген от своего папы, Анатолия Васильевича Белокрылова. Он офицер, но его отношение к тем, кто служил срочную службу, всегда было ответственным, отеческим, неравнодушным. После окончания службы Анатолий Васильевич занимался воспитанием кадетов в кадетском корпусе Андрея Первозванного. Но в какой-то момент он принял решение уехать и жить в городе его юности. Вернулся туда, откуда начался его профессиональный путь. А позже он занимался водолазной подготовкой офицерского состава. Мой дедушка влюблен в водолазное дело и тех, кого учит мастерству защиты нашей Родины. И даже года не мешают ему в настоящее время оставаться среди единомышленников.

image

Были ведь в вашей семье педагоги и до него?

Его мама Зинаида Максимовна тоже была учителем начальных классов. Мы с мамой взяли в свою жизнь любовь своей бабушки и прабабушки, ведь родина начинается с картинки в букваре, как поется в песне. А осознанный путь к знаниям начинается с первых шагов в школе.

image

Первый учитель в роду — это ваш прадедушка?

Да, Максим Арсентьевич Тивелев. Он был учителем и директором деревенской школы в Смоленской области. Вот так из поколения в поколение мы бережно храним в себе и с любовью передаем своим детям служение самому большому чуду на Земле – человеку, а с ним и служение своему народу. Ведь его будущее зависит от того, каким будет каждый из нас.