logo

Будь учителем

Назад

Открытый и разносторонний: знакомимся с «‎Мастером года — 2023»

Среднее профессиональное образование становится все более популярным и востребованным. Лучших преподавателей колледжей и техникумов в России объединяет профессиональный конкурс «Мастер года». Его проводят ‎уже в четвертый раз в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который реализуется по решению Президента Владимира Путина. Сейчас подходят к концу региональные соревнования — определяются победители, которые осенью соберутся в финале. Каждый раз его принимают в новом месте — на родине лучшего педагога предыдущего сезона.

В этом году конкурсанты впервые отправятся в Сибирь. «‎Мастером года — 2023» стал Иван Зарубин из ‎Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства. Он учит студентов монтажу и эксплуатации газового оборудования и систем газоснабжения. Мы попросили Ивана рассказать о себе, поделиться впечатлениями от конкурса и секретами успеха.

— Расскажите, как Вы стали преподавателем? 

— Я учился в университете по направлению «нефтегазовое дело». Все пути вели меня на Север — работать вахтовым методом. Уже проходя практику, понял, что придется ехать именно туда. 

Я был к этому не готов, поэтому, окончив бакалавриат, поступил в магистратуру, выбрав более близкое мне направление — «наземные транспортные технологические комплексы». Оно связано со строительными машинами, а я всегда увлекался автомобилями, техникой, мне было это интересно. 

Тогда-то мне и предложили преподавать по первой специальности. Я согласился, совмещал обучение студентов и получение собственного образования. Вот так пришел «попробовать» и уже 11 лет «пробую», нравится эта работа. Когда обучаешь студентов, ты и сам развиваешься, берешь что-то извне, «обновляешься» вместе с ними. Оборудование, технологии тоже постоянно меняются, все время узнаешь что-то новое. Это очень интересно.

Когда обучаешь студентов, ты и сам развиваешься, берешь что-то извне, «обновляешься» вместе с ними

— Как Вы считаете, что важнее всего для человека, который хочет быть хорошим педагогом?

— Я думаю, открытость. Если ты открыт студентам, то и они ответят взаимностью, а значит, будут легче перенимать знания, общаться даже не по теме учебы. Ты будешь привлекателен для них как человек.

Нужно быть разносторонним. Преподавателей привыкли видеть серьезными мужчинами и женщинами, которые крутятся только в своей сфере, живут ею. Но я считаю, что педагог должен уметь поддержать любую тему, показать себя не только профессионалом своего дела, но и в целом интересной личностью за пределами работы. Считаю, что необходимо развиваться и учиться новому, причем не только в своей сфере, то есть «‎быть разносторонним» — это и самообразования касается.‎ 

Ну и, конечно, нужно быть справедливым и последовательным.

— А в каких направлениях Вы сами развиваетесь?

— Я кандидат в мастера спорта по баскетболу, до сих пор играю в любительской лиге. Стараюсь быть в форме, хожу на тренировки по баскетболу в техникуме, с удовольствием играю с ребятами. Летом мы с ними встречаемся на площадках на улице. Также я состою в союзе владельцев ретротехники. У меня есть ГАЗ-24-10, который я восстанавливал в течение семи лет. Сейчас участвую в выставках. Студенты с интересом посещают выставки, бывает, что помогают проводить мероприятия, выступая волонтерами.

У меня технический склад ума, мне интересны все специальности и профессии в этом направлении. Немного хромаю в IT-сфере в плане разработки различных приложений и программ, но я надеюсь, что когда-нибудь освою языки программирования Python или JavaScript. 

А пока, если честно, просто не хватает свободного времени. Семья, основная работа, увлечения — нужно везде успевать. К тому же я считаю, если что-то делать, то хорошо, а иначе лучше не браться совсем.

image

— Как ко всему этому удалось добавить еще и участие в «‎Мастере года»? ‎

— Конкурс потребовал много времени и сил, и мне понадобилось пересмотреть приоритеты. Приходилось задерживаться на работе, но, я думаю, ни для кого не секрет — все это делают. Чтобы достичь результата, нужно было чем-то жертвовать, сместить дела, вместо них уделить время важному мероприятию, которое происходило в моей жизни. Как показала практика, это было не зря.

Сложнее всего оказалось прийти на первый этап конкурса, именно уговорить самого себя участвовать. Нужно было внутренне согласиться с тем, что потребуется перераспределить нагрузку, настроиться сделать все хорошо, раз взялся. Кроме того, этот конкурс дает тебе много нового, ты набираешься опыта, но это нужно обработать, «уложить в себя». Тут тоже нужны время и силы. 

Мне повезло: у меня была и остается отличная команда методистов и педагогов техникума. В результате, когда я участвовал в конкурсе, меня поддерживали, помогали в подготовке, вместе со мной прошли весь путь. Когда я выиграл региональный этап, всегда на связи были коллеги из образовательных организаций Тюмени и Тюменской области: писали, предлагали помощь, советовали. Как раз это и дает нам конкурс — полезные связи, возможность общаться, не ограничиваясь своим техникумом и даже регионом.

Конкурс дает нам полезные связи, возможность общаться, не ограничиваясь своим техникумом и даже регионом

— Что Вам больше всего запомнилось?

— Я погрузился в подготовку, участие и общение с единомышленниками. Никогда не назову их конкурентами — это не состязание, где есть проигравшие и победители. Надеюсь, что для всех, как и для меня, это праздник преподавателей системы среднего профессионального образования. Впечатления от него останутся со мной на всю жизнь. А еще — хорошие знакомые, к которым я могу обратиться.

У нас очень большая страна, и мне очень повезло, что я сейчас езжу в разные регионы, делюсь своим опытом и перенимаю его у коллег. Система у конкурса одна, она работает ради единой цели, но у всех этапов есть свои положительные особенности. На всероссийском мы все собираемся и делимся друг с другом своими идеями, опытом, подходами к ведению образовательного процесса. Благодаря этому система развивается, а мы можем становиться эффективнее, выдавать результаты лучше.

Например, после победы в конкурсе я обучался в Нижегородской области на площадке проведения демонстрационного экзамена. А в Калуге побывал на соревнованиях в компетенции «Монтаж и эксплуатация газового оборудования», которые впервые проводились в рамках чемпионата «‎Профессионалы»‎. Посмотрел, перенял опыт, и мы с коллегами реализовали площадку проведения демонстрационного экзамена на базе нашего техникума.

— Вы хотели бы попробовать стать «‎Мастером года» еще раз?

— Можно сказать, что я до сих пор в конкурсе, как и победители предыдущих лет. Что касается участия — обязательно буду каждый год как наставник поддерживать педагогов, которые войдут в конкурсное движение, помогать им советами. 

Уже неоднократно делился опытом со всеми участниками регионального этапа конкурса, проходящего в этом году в Тюменской области. Ко мне обращались из Оренбургской области, Донецка, я ездил в Якутию, проводил мастер-классы в Калуге.

Чем больше педагогов профессиональных образовательных организаций будет участвовать в конкурсе «‎Мастер года»‎, тем лучше станет система среднего профессионального образования в целом

 — Сейчас заканчиваются региональные этапы этого года. Поделитесь с теми, кто прошел в финал, в чем секрет успеха? 

 — Секретов нет. Необходимо любить то, что ты делаешь, и иметь хорошую опытную команду. Лучше, если в нее будут входить участники конкурса «Мастер года» предыдущих лет. Многое из того, что стоит знать финалисту, могут дать только те, кто сам был на его месте. Обязательно нужно методическое сопровождение (сами методисты тоже сильно прокачиваются на таких конкурсах).

image

Не забывайте про открытость в общении со студентами и позитив. Будьте готовы к стрессовым ситуациям. Конкурс есть конкурс, все равно испытываешь серьезное эмоциональное давление. Кто-то легко с этим справляется, кому-то сложнее.

Я всегда говорю участникам: «Будьте спокойны и уверены в себе, у вас достаточно опыта работы в системе профессионального образования, чтобы справиться с любой критической ситуацией, которая скорее всего даже не произойдет». Если начинаем паниковать и нервничать, мы сами себя загоняем в тупик.

На всероссийском финале в Туле меня сопровождала большая команда: два методиста, опытный педагог, участвовавший в конкурсах профессионального мастерства, директор техникума и представитель департамента образования. Также в ней была финалистка конкурса «Мастер года — 2022», которая вошла в топ-10 лучших. А еще очень кстати пришелся опыт моего коллеги, который победил на региональном и участвовал во всероссийском этапе в 2021 году. Конечно, было тяжело, но благодаря команде, знаниям и опыту, нагрузка, в том числе эмоциональная, намного снизилась.

 — Конкурс «Мастер года» проводится по федеральному проекту «Профессионалитет», а Ваш техникум вошел в учебно-производственный кластер «Транспорт и дорожное строительство», созданный по федпроекту. Что изменилось после этого? 

— Сейчас мы готовимся к приемной кампании, более тесно сотрудничаем с работодателями, ведем диалог и слышим их мнение о том, какие кадры им нужны. Это приводит к увеличению количества выпускников, которые трудоустраиваются по специальности. Надеюсь, что мы будем и дальше развиваться в рамках федерального проекта, будем обновлять мастерские, чтобы в них было представлено новейшее оборудование.

Уверен, «Профессионалитет» приведет к развитию системы среднего профессионального образования

Это дело не одного года, но оно сделает образовательный процесс лучше не только для студентов, но и для преподавателей. Уже появилась возможность проходить обучение и улучшать навыки работы на современном оборудовании в федеральном технопарке в Калуге. Еще один в скором времени откроется в Нижнем Новгороде. Хочется, чтобы таких площадок становилось больше: пока что они немного смещены на запад страны, надеюсь, они будут открываться и в центральной части, и на востоке, в целом по всей стране.

Студенты начнут учиться работе на оборудовании, которое применяется в современном производстве, и, выпускаясь, уже будут готовы встроиться в рабочий процесс без дополнительных временных затрат. Федеральный проект стартовал относительно недавно и только набирает обороты. В будущем он точно положительно повлияет на экономику нашей страны. Я в это верю.

Отметим, что, помимо федпроекта «Профессионалитет», колледжи и техникумы поддерживает национальный проект «Образование», который тоже реализуется по решению Президента. Благодаря ему студенты обучаются востребованным специальностям в профессиональных мастерских с современным оборудованием. Таких мастерских уже свыше 3 тыс., они позволяют не только повысить качество обучения, но и сделать его более интересным и ориентированным на практику.